Сдвг и школа: проблема оценки нормы в ненормальных условиях. Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

В понедельник в рамках институционального перехода состоялся мастер-класс Неробцевой О. И., учителя русского языка и литературы, которая рассказала коллегам из начальной и средней школ о методике работы с детьми с синдромом дефицита внимания. Как раскрыть потенциал таких детей, какие методы и приемы обучения будут эффективными, каким образом они смогут приобретать учебные навыки — вот те вопросы, обсуждению которых было посвящено время. Огромное спасибо Оксане Ивановне за готовность делиться своим бесценным опытом!


Неробцева Оксана Ивановна,

учитель русского языка и литературы

«ННОУ «Частная школа «Золотое сечение»

Дети-катастрофа: обучение детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) русскому языку в средней школе.

В середине 19 века (1845 год) немецкий врач — психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. В 1880 психолог Вильям Джеймс подробно описал яркое проявление импульсивности обращавшихся к нему детей и взрослых, а также чрезмерную склонность к раздражительности. В 1902 году английский врач Джордж Стилл выступил с описанием таких пациентов перед публикой в Королевской академии и впервые поставил акцент на биологических механизмах развития заболевания, а не на «издержках воспитания», как было принято в то время. Из его уст впервые прозвучали и основные причины страдания: родовые травмы и наследственный фактор. С 60-х годов 20 века это состояние назвали ММД (минимальная мозговая дисфункция), с 80-х годов 20 века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию под названием СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Большинство ученых считают, что проблемы с обучением и памятью связаны с тем, что мозгу таких детей сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы (Дубровинская Н. В., 1985; Брязгунов И. П.; Касатикова Е. В; 2007г., Goldman M. et. al., 1998г; Parker H. S, 1998; Hadders-Algra M, 2002г.)

«Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, что является в данный момент серьезной социальной проблемой, т. к. встречается у большого количества детей (по данным исследования им страдают около 18% детей в России) и очень мешает их социальной адаптации», — пишет профессор Л. С. Чутко. На сегодняшний день опубликовано более 6500 работ на тему СДВГ (Medline), поскольку эта болезнь становится болезнью времени и прогрессирует.

Очень показательна для таких детей тяга к онлайновым играм с быстрой сменой кадров и событий, «стрелялки», что еще более усугубляет проявление заболевание. Как определить наличие СДВГ у ребенка? Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд разработали критерии гиперактивности:

1. Дефицит активного внимания:

Не последователен, ему трудно долго удерживать внимание;

Не слушает, когда к нему обращаются;

С большим энтузиазмом берется за задание, но так его и не заканчивает;

Испытывает трудности в организации;

Часто теряет вещи;

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;

Часто бывает забывчив.

2. Двигательная расторможенность:

Постоянно ерзает;

Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;

Очень говорлив;

Импульсивен;

Начинает отвечать, не дослушав вопрос;

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

Плохо сосредотачивает внимание;

Не может дождаться вознаграждения (если между его действием есть пауза);

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из всех перечисленных признаков и они держатся более полугода, то предполагается с большой долей вероятности, что ребенок гиперактивен. Считается, что часть гиперактивных детей «перерастают» свое заболевание, т. е. в подростковом возрасте у них исчезают симптомы заболевания (30-70%) при обязательном условии медикаментозно-психолого-педагогического воздействия.

Дети индиго (дети с двойной исключительностью — один функционально значимый дефицит компенсируется талантом и неординарностью мышления) чаще всего выделяется среди детей с СДВГ. С ними очень интересно работать в небольших группах. Среди общих рекомендаций по работе с учащимися с СДВГ особо следует отметить следующие:

Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка — в центре класса напротив доски;

Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске; -на определенный отрезок времени давать только одно задание;

Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

Итак, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

1. по развитию дифицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Поскольку такой учебный предмет как русский язык требует большой степени усидчивости, внимания, кропотливости в работе, для учеников с СДВГ, к сожалению, он становится самым рудным и нелюбимым. Предлагаю элементы методики обучения русскому языку детей с СДВГ, апробированные мною в группах до 8 человек и показавшие высокие результаты:

1. Урок должен иметь одинаковую структуру в течение долгого времени (2 нед.— 1 мес.). Когда ребенок знает, какой этап следующий, то чувствует себя спокойно.

2. Лингвистическая разминка в начале урока обязательно прописывается в левом верхнем углу доски (мозговая зона фиксации внимания) с примерами на уровне слова в столбик. Если вы сразу начнете работу на уровне предложения или текста, то запустите механизм дисграфии. На этом уроке ребенок сделает много ошибок на перестановку букв, слогов, замены.

3. Во время лингвистической разминки, прописанной в столбик, задавайте вопросы на сравнение примеров по разным параметрам с целью зрительного сканирования записи сверху — вниз и наоборот. Постепенно расширяйте зрительное пространство слева направо, дописывая к первичным примерам необходимое для изучаемой темы урока.

4. Работа с текстом должна приходиться на середину урока. Перед этим этапом обязательно должна быть проведена полноценная физразминка в положении стоя. При работе с текстом используйте перфорированные заготовки. Постоянно увеличивайте плотность урока за счет работы в тексте выделителями различных цветов для стимуляции внимания.

5. Используйте в работе прием письма по памяти как средство для увеличения порога внимания. Можно давать один и тот же выученный пример с промежутками в 1-2 недели.

6. Используйте прием перемещения знаков (букв, слогов, слов) для составления единого целого (слова, предложения, текста) обязательно в конце урока с целью создания элемента целостной картины мира.

7. В течение урока русского языка ребенок с СДВГ может качественно написать в тетрадь не более 70-75 слов (5-6 кл.), 80-85 сл. (7-8 кл.), поэтому большее количество заданий должно быть преподнесено в форме распечаток. У детей с СДВГ чаще всего нечитаемый почерк, и если с ним не работать, то он исчезнет совсем к 14 годам не из-за лени и небрежности, а как проявление заболевания. Можно включать в работу каллиграфические задания с обводками по кальке небольших текстов до 40 — 50 слов объема.

Хвалите учеников индивидуально, а не весь класс. Большинство детей с СДВГ создают уникальные тексты, рисунки, прекрасно танцуют, поют, рассуждают. У учителя русского языка есть замечательная возможность не опустить руки, а развить эти таланты, поддержав проблемы физиологии.

Использованная литература

1. Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко «Если у вас ребенок с моторчиком», СПб, «Детство-пресс» 2011г.;

2. Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей», «Наука и техника», 2010г.;

3. И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова «Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях», «Психотерапия», Москва, 2008г.;

5. Л. С. Чутко «Школьная дезадаптация в клинической практике детского невропатолога», СПб, 2005г.;

6. Т. А. Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД», СПб, «Иматон», 1997г.

Цель проекта: исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и разработка индивидуальных и групповых форм работы с гиперактивными детьми, способствующих благоприятному обучению детей в школе.

Задачи проекта:

  • Дать понятие СДВГ.
  • Выделить признаки гипердинамического синдрома.
  • Описать вероятные причины синдрома.
  • Указать основные и вторичные проявления синдрома.
  • Показать главные моменты помощи психолога при выявлении у детей нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью.
  • Обозначить педагогические условия обучения гиперактивных детей.
  • Дать рекомендации родителям и педагогам по лучшему взаимодействию с гиперактивными детьми.
  • Разработать индивидуальные и групповые формы занятия с гиперактивными детьми.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств.

В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания».

Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Одной из специфических черт гиперактивного синдрома является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гипердинамический ребенок импульсивен. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Самая большая проблема гиперактивного ребенка - его отвлекаемость. Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут остаться у него на продолжительное время, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет значение причин наблюдаемых нарушений поведения. Большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

  • Органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
  • Перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
  • Генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
  • Особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
  • Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
  • Окружающая среда (ухудшающиеся экологические обстоятельства ведет к всевозможным нарушениям здоровья, психического в том числе);
  • Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).

Специалисты выделяют следующие психические проявления синдромов дефицита внимания у детей.

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
  3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
  4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.
  5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. Сложности при выполнении предложенных заданий.
  7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
  9. Неумение играть тихо, спокойно.
  10. Болтливость.
  11. Мешает другим, пристает к окружающим.
  12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
  14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдромом дефицита внимания. Все проявления данного синдрома можно разделить на три группы: признаки гиперактивности (симптомы 1, 2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Пик проявления гипердинамического синдрома - 6-7 лет. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Первостепенная трудность в данной области - это способность сосредоточить внимание на долговременный период. Подразумевается умение выполнять односложное, неинтересное или требующее повторное задание. Дети с СДВГ обладают способностью концентрации внимания на непродолжительный период, и утрачивает интерес и сосредоточенность быстрее других детей. В результате, они «перескакивают» на другое задание, в другую область и расположены разыскивать раздражители (удовлетворяющие их на короткое время) и задания, которые приносят им незамедлительное удовлетворение.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняется, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Какую помощь могут оказать психологи при выявлении у детей нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью?

Во-первых, необходимо посоветовать родителям отвести ребенка на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза и разграничения СДВГ с рядом состояний и заболеваний, при которых наблюдаются сходные внешние проявления.

Во-вторых, следует объяснить педагогам, что гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват.
В-третьих, при проведении встреч с родителями детей, страдающих СДВГ, психологу следует описать причины и признаки синдрома, убедить родителей в том, что только упорные, последовательные и специальные воспитательные приемы способны сгладить проявления этого состояния.

В-четвертых, психологу необходимо настроить родителей на длительную работу с ребенком, иногда вплоть до подросткового возраста, дать каждому «Рекомендации для родителей гиперактивных детей». Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профессий и обязательным привлечением родителей и учителей.

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ребенка, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не может справиться с существующими у него трудностями.

Прежде всего, необходимо объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им надо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначенного лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозвольности с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Педагогические условия обучения гиперактивных детей

В организации помощи гиперактивным детям необходимо и участие педагогов. Выполнение ряда рекомендаций психолога позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.

Прежде всего, психолог предоставляет учителю подробные сведения о природе гиперактивности, о характере поведения детей с этим синдромом.

Подчеркивает, что работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка.

Во время уроков важно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ученика в классе за партой - в центре помещения напротив стола педагога, классной доски.

Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить по четко распланированному, стереотипному распорядку, используя для этого специальный календарь или дневник.

Задания, предлагаемые на занятиях, следует писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особого мальчика» (девочки). На определенный промежуток времени ребенку дается лишь одно задание. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: физического труда, спортивных упражнений.

От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные на определенные временные интервалы. Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы.

Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети. Чтобы удерживать внимание гиперактивных детей, учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.

Необходимо добиваться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Педагог должен определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

  1. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
  2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение.
  3. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  4. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  5. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  6. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
  7. На определенный отрезок времени давать только одно задание.
  8. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  9. Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети.
  10. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
  11. Для удержания внимания гиперактивных детей учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.
  12. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.
  13. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Гиперактивные дети - «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние, как родителей, так и учителей». В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе психологу необходимо наладить совместную работу с его родителями и учителями.

Для организации занятий с гиперактивными детьми педагог и психолог могут использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы, а также упражнения и игры в индивидуальной форме работы.

Игра как эффективная терапия для детей с СДВГ

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное - подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

Специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми раннего возраста. Кроме того, взрослый в игре с ребенком может открыть для себя совершенно незнакомый мир ребенка, установить с ним более доверительные отношения и понять, в какой помощи он больше всего нуждается. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства. Играть с гиперактивным ребенком нужно много.

Известно, что в любой игре есть правила, которым должен подчиняться каждый участник. Необходимо помнить, что когда ребенок научится регулировать собственную активность, ему будет легче общаться со сверстниками. Ведь если дети не умеют соблюдать правила и постоянно их нарушают, найдется немного желающих с ними поиграть.

Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Рекомендации по коррекции внимания для индивидуальных занятий с гиперактивными детьми

§ Развитие концентрации внимания.

Корректурные задания.

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты, карандаши и ручки. Для детей младшего школьного возраста желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.

Инструкция . В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п., все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков - слабая концентрация.

  1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере.
  2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.
  3. Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.
  4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
  5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца

Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

Развитию концентрации внимания служит также игра «Зеркало», в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).

Распределение цифр в определенном порядке

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

«Найди слова»

На доске или на отдельных листочках написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Методика Мюнстерберга (и ее модификации)

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. А. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-х сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 минут, показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

§ Увеличение объема внимания и кратковременной памяти

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Заметь все»

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 сек, снова закрыть их и предложить ребенку перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить ребенку определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.).

§ Тренировка распределения внимания

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

«Каждой руке - свое дело».

Ребенка просят левой рукой медленно перелистовать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Игра может быть предложена на уроке математике.

Счет с помехой.

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой.

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания.

Ребенку предлагают следующее задание - вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в то же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи радуют его.

§ Развитие навыка переключения внимания.

Курс, состоящий из 12 коррекционных занятий, предназначен для детей младшего школьного возраста.
Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-6 человек. Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, наблюдения, отзывы учителя, диагностика психолога, пожелания родителей.

Цель занятий - это научить детей управлять своим поведением, а также помочь преодолеть проблему невнимания, чтобы достичь успехов в учебе.

В состав коррекционной группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в то же время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы.

Перед тем как приступить к основному курсу занятий, с гиперактивными детьми желательно провести индивидуальную работу, направленную на развитие внимания или контроля за импульсивностью.

Продолжительность группового занятия - 30 минут. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. (Необходимость введения последних объясняется тем, что, по наблюдениям медиков и психологов, гиперактивные дети не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела).

Психокоррекционная работа требует длительного времени и поэтому из отдельных частей которого можно составить дополнительные занятия. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психические процессы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Обучение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Подготовила: Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 83 Мягкова Ольга Сергеевна Владивосток 2016-2017

2 слайд

Описание слайда:

Количество детей с СДВГ, оказавшихся в фокусе внимания психолога, в последние годы растет. Обращение лиц данной группы (их семей) за специализированной психологической помощью на 40% случаев по рекомендации педагогов, либо администрации школы. 10 % семей обращаются сами по причине хронической или «острой» конфликтной ситуации в школе. Наибольшее количество обращений приходится на период обучения в начальной школе. Синдром дефицита внимания и гиперактивности является одной из наиболее распространенных форм пограничных психических состояний у детей. Данное неврологическое расстройство обусловлено мозговой дисфункцией и в самом общем виде проявляется задержкой развития различных функциональных систем мозга, недостаточной сбалансированностью процессов возбуждения и торможения при преобладании первых.

3 слайд

Описание слайда:

Для них типичны: - нарушения дисциплины, - трудности в развитии навыков планирования, - организации, контроля учебной деятельности, - неусидчивость и невнимательность на уроках, - нестабильная, либо устойчиво низкая мотивация к обучению, - сложности в формировании навыков письма, чтения, счета. Именно у этих детей некрасивый (почти нечитаемый) почерк, именно они не записывают домашние задания в дневник. Как правило, подобный «энергоемкий» ребенок требует от взрослого много усилий по его вовлечению в учебный процесс. Общаясь с ним, и родители, и педагоги чувствуют себя эмоциональной и физически опустошенными.

4 слайд

Описание слайда:

Наблюдаемые проявления СДВГ в школьном возрасте. Типичные жалобы родителей: «не может собраться, когда делает домашние задания, постоянно отвлекается», «не сообщает, что задали, приходится обзванивать одноклассников», «неорганизованный, постоянно теряет вещи», «дневник весь красный от замечаний учителей». Ребёнка «невозможно ничем увлечь надолго», «сложно дисциплинировать», он «плохо контролирует себя в гневе, вспыльчив, импульсивен», «болезненно реагирует на неудачи». Часто родители отмечают низкую или неравномерную успеваемость ребенка, подчеркивая его в целом хорошие способности. Проблемы в общении с одноклассниками также имеют место быть.

5 слайд

Описание слайда:

Типичные замечания педагогов: «шаловлив», «в классе он то с нами, то ни с нами» (часто отвлекается), «не работает на уроке», «качается на стуле», «постоянно что-то роняет», «мешает вести урок, выкрикивает, громко смеется, вскакивает с места». Кроме того ребенок «регулярно не готов к уроку, забывает школьные принадлежности», «делает много ошибок по невнимательности». Типичные комментарии детей: «часто ругают и наказывают, нередко несправедливо» (это он может сказать, как маме про учителя, так и мне про родителей), «в школе замечают только мои проступки, а шалости других детей почему-то не видят», «очень долго делаю уроки дома, свободного времени совсем нет», «взрослые постоянно придираются ко мне», «меня не любят».

6 слайд

Описание слайда:

РЕБЁНКУ НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ В ШКОЛЕ! Существует много методик и научных разработок, применение которых могло бы существенно облегчить жизнь и детям, и родителям, и педагогам. Что же необходимо обязательно учитывать педагогам и родителям при работе с детьми с СДВГ? 1. Для детей характерна быстрая умственная утомляемость и низкая умственная работоспособность (ребенок работает без перерыва не более 5 минут, при этом, физическое утомление может отсутствовать, через каждые 5-7 минут работы идет релаксационное отключение на 3-5 минут, полностью теряется сознательный контроль и фиксация чего-либо в памяти). ЧТО ДЕЛАТЬ: следует интеллектуальную деятельность детей согласовывать с циклами активности, пережидать 3-5 минут, пока их мозг отдыхает и восстанавливает работоспособность. 2. У детей резко снижена возможность самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности (не может выполнить обещание, составить план, следовать ему). ЧТО ДЕЛАТЬ: взрослые должны взять на себя организацию их деятельности, не указывая, что надо делать, а проделывая все совместно с ребенком.

7 слайд

Описание слайда:

3. Наблюдается существенная зависимость деятельности детей (особенно умственной) от характера внешней социальной активации (ребенок вял, сонлив в одиночестве и полностью дезорганизован в шумной многолюдной обстановке). ЧТО ДЕЛАТЬ: понимать, что ребенок может работать только в спокойной обстановке в диалоге с терпеливым взрослым. Поэтому спокойная умиротворенная обстановка урока положительно сказывается в работе с детьми с СДВГ. 4. Происходит явное ухудшение деятельности при эмоциональной активации (не только отрицательной, когда ругают, но и положительной, когда ребенок весел и счастлив). ЧТО ДЕЛАТЬ: при работе с ребенком обращать внимание на психологическую атмосферу, создавать эмоционально нейтральную обстановку. 5. Существуют большие трудности в формировании произвольного внимания. ЧТО ДЕЛАТЬ: кроме прямого развития функций внимания следует предварять работу рассуждением, это переводит контроль ее выполнения на сознательный уровень. Нужно развивать мышление и заменять визуальный контроль интеллектуальным, при котором снижаются нагрузки на внимание. Следует избегать работы, требующей распределения внимания, заменять пошаговым переключением с одного вида деятельности на другой с подробными инструкциями.

8 слайд

Описание слайда:

6. Характерно снижение оперативных объемов внимания, памяти, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации). ЧТО ДЕЛАТЬ: следует избегать пространных объяснений при изложении материала, нужно использовать его наглядное представление, учитывающее зрительное восприятие. 7. Отмечаются трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Запоминание требует большего числа повторений. В состоянии утомления временные связи не только не укрепляются, но и могут разрушаться недавно установленные связи. ЧТО ДЕЛАТЬ: не насиловать ребенка, не учить на ночь. 8. Присутствуют дефекты зрительно-моторной координации (допускают ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог), поэтому такие дети при списывании и срисовывании не замечают несоответствий даже при последующем сравнении. ЧТО ДЕЛАТЬ: необходим предварительный речевой анализ любой предстоящей работы и поэлементное сличение правильности выполнения.

9 слайд

Описание слайда:

Общие рекомендации педагогам начальной школы. В первую очередь учителю и родителям необходимо наладить тесный контакт в обучении ребёнка. Учитель должен объяснять другим родителям, что дети будут учиться в тесном контакте многие годы и необходимо с первых лет жизни вместе учить толерантному отношению друг к другу. Педагогу необходимо набраться терпения, так как обучение данной категории обучающихся намного тяжелее: - Следует помогать ребёнку ориентироваться на странице тетради, учебника, научить распределять свои силы в ходе урока. - Следует подробно разъяснить правила поведения на уроке и на перемене, подсказать, как лучше взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Естественно такие беседы необходимо повторять нередко! - Наибольший акцент следует сделать на развитии устойчивости произвольного внимания, формировании волевых задержек, представлений о «можно» и «нельзя», поддержании мотивации к обучению. - Давайте задания в соответствии со способностями ре­бенка; большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое из них; не давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.

10 слайд

Описание слайда:

Используйте как можно больше наглядных средств обучения. - Стоит задействовать двигательную активность ребенка: направляйте энергию детей в полезное русло, такие дети любят труд, с удовольствием вытрут доску, сбегают «вымыть тряпку», польют цветы раздадут тетради. - Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои творческие способности. - Важно помнить, что избыточная двигательная активность нужна ребенку именно для стимуляции деятельности мозга. Не принуждайте его сидеть спокойно! Сидеть спокойно и слушать внимательно он может, только раскачиваясь на стуле, теребя предметы, дергая или постукивая ногой. Не забывайте включать в уроки физкультминутки! - Стоит учитывать, что такие дети плохо работают на отсроченный результат, для них важен принцип «здесь и сейчас», им трудно дается поэтапная отработка навыка. Поэтому среди любимых предметов оказываются практические дисциплины: труд, рисование, физкультура. - Необходимо включать в уроки групповую работу. Так как им подходит деятельность в малых группах. - Лучше посадить ребенка на первую парту, где он будет в фокусе внимания педагога.

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Синдромом дефицита внимания.

По незнанию гиперактивного ребенка можно принять за непослушного, хулиганистого, упрямого либо попросту невоспитанного, то есть неудобного для воспитателя или учителя. Однако это не так.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно развить сильную и творческую личность.

Слабые стороны :

Трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в процессе выполнения задания);

Не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);

Слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по несколько раз);

Не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;

Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной деятельности;

Может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по отношению к своему внешнему виду);

Отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе может забыть, чем занимался);

Нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:

Ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;

Ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);

Болтлив;

Начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;

Ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;

Ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать других детей).

Сильные стороны :

Щедрые (даже в ущерб себе);

Отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);

Энергичные (активны в спорте и на физкультуре);

Добрые;

Смелые;

Творческие;

Веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);

Дружелюбные;

Непосредственные;

С повышенным чувством справедливости.

У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так называемые «качели успеваемости». Сегодня ребенок «приносит» домой одни девятки и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен. Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при выполнении каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например, звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно. Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Помощь такому ребенку будет заключаться в обучении саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки. Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и координации движений.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и агрессивное поведение, вследствие чего у ребенка возникает недостаточное усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам, психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

Одна из больших сложностей у детей с СДВГ - трудности в самоорганизации. Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и агрессивную реакцию.

В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать короткие и однозначные указания.

Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению поставленной задачи.

Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует предупредить его об этом за 5-10 минут.

Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний, окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот вызывает агрессию.

Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих.

Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенок как можно меньше отвлекался.

1.Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

2.Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

3.Используйте как можно больше наглядных средств обучения.

4.Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).

5.Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.

6.Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).

7.Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.

8.Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о положительных.

9.Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.

10.Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

11.Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.

12.Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним, давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.

13.Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои творческие способности.

Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.

ЛИТЕРАТУРА

1.Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, И. В. Попова. - СПБ: НПК «Омега». - 2010. - 160с.

2.Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ACT, Астрель. - 240 с.

3.Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. - М.: Класс, 1997. - 336с.


В медицинской практике принято, когда ребенок рождается абсолютно здоровым, без каких-либо физических либо умственных отклонений. Однако бывают случаи, когда рождается гиперактивный малыш с синдромом дефицита внимания.

К сожалению, существуют болезни, которые невозможно заранее предугадать либо предусмотреть. Такие болезни принято в медицинской практике называть врожденными, когда у человека наблюдается генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям, стабильно передающиеся из одного поколения в другое. Одним из таких заболеваний является гиперактивность (ее еще принято называть синдромом дефицита внимания) . Заболевание носит серьезный характер и требует обязательного медицинского вмешательства, как со стороны лечащего врача, так и детского психолога. Крайне остро в данном случае стоит вопрос воспитания и обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сдвг) . Однако, прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса обучения, целесообразно ознакомиться с причинами и основными признаками заболевания. Это важно потому, что некоторые другие заболевания очень схожи с рассматриваемым по своим проявлениям. Нужно уметь различать эти симптомы, что выбрать правильного врача и, соответственно, проходить грамотное лечение.

Причины гиперактивности носят разносторонний характер, однако мнения многих специалистов в данной области сводятся к тому, что основными факторами заболевания могут быть следующие. На первом месте, как было сказано выше, стоит генетическая наследственность. В данном случае признаки гиперактивности наблюдаются у малыша с момента его рождения. Дети с гиперактивностью, достигнув определенного возраста, нуждается уже в обследовании и прохождении лечения. Второе место занимают биологические факторы, связанные с родовыми травмами, органическими повреждениями мозга малыша во время беременности. И, наконец, на третьем месте стоят социально-психологические факторы, обусловленные алкоголизмом родителей, микроклиматом в семье, социальными условиями проживания, неправильным подходом к воспитанию. Рассматриваемые факторы носят уже приобретенный характер и оставляют отпечаток на психике ребенка на протяжении его роста и формирования. Определившись с причинами синдрома дефицита внимания и гиперактивности, следует разобраться с признаками заболевания. Как правило, они носят ярко-выраженный характер, поэтому не заметить у ребенка данные проявления практически невозможно. Основными признаками являются: дефицит (либо отсутствие) внимания, гиперактивность и импульсивность.

При дефиците внимания у ребенка снижается избирательное внимание, у него проявляется неспособность длительное время сосредоточиться на одном предмете либо определенных деталях предмета, ему свойственны небрежные ошибки, которых не допустили бы другие дети. Кроме того, гиперактивные дети с признаком дефицита внимания проявляют невозможность сохранять внимание, ребенок не в состоянии выполнить задание до конца. Создается впечатление, что он вообще не слушает, когда к нему обращаются. Такие дети не в состоянии организовать свою деятельность, они испытывают определенные трудности при переключении с одного предмета или вопроса на другой. Когда дело касается задач или вопросов, требующих повышенного умственного внимания, ребенок их избегает или игнорирует. Вдобавок к перечисленным признакам дефицит внимания проявляется у ребенка потерей вещей, легкой отвлекаемостью на совершенно ненужные и посторонние вещи и шумы, повышенной забывчивостью в повседневной деятельности.

Что касается гиперактивности и импульсивности, то данные признаки проявляются в виде интенсивных движений руками и ногами, ёрзания на стуле, частых и порывистых подъемов со стула, невозможности участия в спокойной атмосфере. Во время занятий ребенку не удается спокойно сидеть на месте, он ведет себя как «заведенный», ерзает постоянно, громко выкрикивает, привлекая внимание окружающих, проявляет другие шумные выходки, мешая рядом сидящим и отвлекая учителя. Вдобавок ко всему, ребенок всегда отвечает на вопросы раньше времени, проявляя нетерпение. Постоянно вмешивается в разговоры посторонних, перебивает их, пытается привлечь их внимание и высказать свое мнение.

Поэтому и возникает вопрос, как обучать детей с сдвг, если они непослушные, нетерпеливые и неуправляемые. Несмотря на тот факт, что гиперактивные дети очень подвижные, за ними наблюдается неуклюжесть, неловкость в движениях, они постоянно роняют предметы, случайно ломают игрушки, часто падают и повреждаются. Совсем не удивительно, что у таких детей наблюдаются на теле синяки, ушибы, царапины, шишки и другие болячки, ведь они постоянно в движении и постоянно падают и ушибаются. Поскольку дети слишком активны в течение всего дня, спят они только ночью, дневной сон не для них. Правда, специалисты утверждают, что с возрастом, ближе к подростковому, гиперактивность снижается, некоторые симптомы теряют силу, и ребенок становится более спокойным. Тем не менее, лечение в детском возрасте необходимо, чтобы еще более не усугубить состояние малыша и помочь ему пресечь трудности.

При диагностике, на приеме у врача, ребенок проходит три этапа обследования. На первом этапе врач собирает подробную информацию о том, как проходил процесс беременности, роды, были ли осложнения, какими заболеваниями болел малыш и прочее. На втором этапе проводится психологическое обследование, при котором ребенок проходит специальные тесты. Результаты этих тестов помогают врачу определить и измерить параметры внимательности малыша. И, наконец, на третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование либо магнитно-резонансную томографию. Данные методы позволяют регистрировать электрические потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения. Процедуры являются абсолютно безболезненными и безопасными. Совокупность полученных результатов от обследования дают полную картину о наличие у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

В воспиани ребенка с сдвг всегда встает вопрос его обучения. В процессе обучения участие принимают не только учителя, но и родители. Если учителя вовлекают ребенка в процесс обучения в школе, то родители — дома. Как же учитель должен организовать обучение ребенка с сдвг? Процесс обучения состоит из: повышения учебной мотивации ребенка, организации учебного процесса, развития дефицитарных функций, обучения учащегося конструктивным формам взаимодействия с учителем и сверстниками.

Повышение учебной мотивации ребенка характеризуется применением системы поощрений; использованием нетрадиционных форм работы, например, можно позволить ребенку самому выбрать домашнее задание; повышением самооценки ребенка. Организация учебного процесса включает более широкий спектр действий по сравнению с повышением учебной мотивации. В зависимости от того, как быстро устает ребенок на занятиях, ему предоставляется смена видов деятельности. поскольку ребенок слишком активен, учитель разрешает ему двигаться во время занятий, но не когда ему заблагорассудится, а как посчитает нужным сам педагог. Например, ученик может выполнять такие поручения учителя, как: раздать тетради, стереть с доски, принести журнал, помыть губку. Это делается для того, чтобы ребенок некоторое время двигался, а на уроке проявил внимание. Во время уроков учитель должен провести с ребенком некоторые упражнения для отдыха и релаксации мышц. Что касается проверки знаний, она должна проводиться в начале занятий, когда ребенок не слишком утомлен и проявляет какое-то внимание. Со стороны учителя не должно быть никакой критики, задания должны быть четкими и ясными.

Дефицитарные функции заключаются в повышении уровня внимания ребенка, снижении импульсивности, снижении деструктивной двигательной активности. Что же касается конструктивных форм взаимодействия с учителем и сверстниками, они носят разносторонний характер и позволяют ребенку во многом преуспевать своих сверстников. Обучение направлено на то, как отработать навыки выражения гнева в требуемой форме, как уметь разрешать конфликты во время уроков, каким образом структурировать учебное время, как научиться контролировать себя и свое время, как управлять собой и своими эмоциями.

Кроме указанных форм обучения, сам педагог должен осуществлять следующие действия. Если ребенок балуется, проявляет чрезмерную активность, учитель должен не замечать этих шалостей, уметь сдерживать свое раздражение, не кричать, поскольку от крика ребенок становится еще более возбужденным и не отвечает за свои действия. В некоторых случаях от учителя потребуется, чтобы он погладил ребенка по головке, прижал к себе, успокоил. Кроме того, таких детей следует чаще хвалить, проявлять восторг и быть с ним вежливее.

Как было сказано выше, воспитание ребенка с сдвг не должно осуществляться без участия родителей. Каждый родитель должен помнить о том, что обучение и воспитание не дадут ожидаемых результатов, если принуждать ребенка и говорить с ним в приказном тоне. Каждое действие должно быть направлено на то, чтобы ребенок воспринял информацию и обучался всему тому, чему его учат. Для этого же необходимо сдерживать свои эмоции и не срываться на ребенке, если он чего-то не понял или во время обучения стал отвлекаться. Для гиперактивного ребенка любой крик, запрет, приказ выглядят как пустой звон. И, наоборот, каждый похвал, искреннее удивление служат стимулом к другим действиям. Поэтому после каждого задания, выполненного ребенком, его следует похвалить, поощрить, сказать добрые и теплые слова. У ребенка появится стимул работать и обучаться дальше. Кроме того, для ребенка с сдвг очень важны зрительные стимулы. Если в некоторых случаях преподносимый материал в устной форме не запечатлевается в его голове, то объясняемый урок в виде рисунков надолго запомнится ему. Поэтому нужно по мере возможности проводить с ним интересные занятия с демонстрационными материалами.

Если в течение всей недели ребенок был послушным и выполнял все задания, на выходные его должны ждать увеселительные прогулки в качестве поощрения. Такой подход к обучению послужит стимулом к освоению новых материалов. При этом следует помнить, что гиперактивные не любят скопления, поэтому во время занятий с ним не следует всем членам семьи собраться в одной комнате или, что еще хуже, над его головой. В такой атмосфере ребенок становится еще более раздражительным и капризным, каждая мелочь начнет его нервировать и раздражать. В комнате должны оставаться только ребенок и то, кто проводит с ним интересные и красочные занятия.

Все указанные меры и формы обучения крайне важны для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, поскольку благодаря этому он начнет контролировать свои действия и поведение, уметь держаться в обществе, не отвлекаться на ненужные вещи и мелочи. Вдобавок ко всему, всегда нужно помнить о том, что для ребенка важную роль играет микроклимат в семье. Не должно быть никаких криков, выяснений отношений между взрослыми, упреков, гнева, хлопаний дверьми и прочих действий, нагнетающих атмосферу. Гиперактивный ребенок чересчур чувствителен к таким вещам, которые могут вывести его из равновесия и еще больше расстроить его нервную систему. Для него важны спокойствие, благоприятная атмосфера в доме. Он должен быть уверен в том, что между родителями все хорошо, что в любой момент ему попадут руку помощи, полюбят, приласкают.

Таким образом, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности требует повышенного внимания и особого подхода к обучению, в котором должны принимать участие не только учителя в школе, но и его родители.