Презентация и урок по литературе "Японские хокку" (7 класс). Урок «Японские хокку (трёхстишия) Урок литературы в 7 кл японские хокку

Японские хокку (трёхстишия)

Путешествие в страну восходящего солнца.

Цель урока : познакомить с жанром хокку,

с поэтами- представителями этого жанра,

уметь определять тему и идею трёхстишья,

воспитывать любовь и уважение к культуре

разных народов.

Название Японии. (Нихон - ни-солнце, хон-корень, основа) . «Путь гор» - таково одно из толкований древнего имени этой страны - Ямато. Действительно, Япония - это, прежде всего, страна гор. Но страна огнедышащих гор больше известна как Страна восходящего солнца.

Сами жители записывают имя родины двумя иероглифами. Именно здесь рождается новый день. Именно отсюда начинает светило свой каждодневный путь.

Весь мир давно признал: у японцев существует культ красоты. Когда-то предки современных японцев верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Именно поэтому многие праздники и символы Японии связаны с природой.

Символом японского императорского дома являются большие хризантемы огику . Им посвящен осенний Праздник Хризантем.

Этот цветок изображен на гербе страны, на монетах и ордене Хризантемы - высшей награде Японии.

Символом японца является бамбук . Склонившийся под тяжестью снега бамбук символизирует выносливого и гибкого японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.

С конца марта японцы с нетерпением ждут, когда зацветет японская вишня - сакура. Японцы любуются сакурой уже много веков, собираясь в ее пышных бело-розовых садах. Эта традиция называется ханами. Цветение сакуры в Японии считается символом обновления , потому что лепестки не знают увядания: свежими они опадают на землю.

Осенью в Японии проходят также праздник любования луной и праздник любования кленовыми листьями.

Каждый образованный человек в Японии должен уметь красиво, каллиграфически, писать и владеть мастерством стихосложения. Одним из самых распространенных жанров японской поэзии является хайку (хокку), появившийся в ХVІІ - ХVІІІ вв.

Хокку (или хайку) - лирическое стихотворение, форма японской поэзии.

Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку - пятисложные, а второй стих хокку - семисложный. Всего в хокку 17 слогов .

Содержание хокку.

Это лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года. Многие хокку строятся на приеме, который называется со-сложением : имеются два объекта, и хокку представляет динамику их отношений.

Пример №1.

Старый пруд.

Лягушка прыгает.

Всплеск воды.

Тема - философский взгляд на природу;

Два объекта - пруд и лягушка.

В японском языке существует выражение " цивилизация сосновой иглы ". Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается природа.

Мастера японской поэзии были лаконичны . Они призывали: всматривайтесь в привычное - увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - увидите прекрасное, всматривайтесь в простое - увидите сложное, всматривайтесь в частицы - увидите целое, всматривайтесь в малое - увидите великое!

Авторы хокку ставили перед собой задачу не описать, а передать свое настроение, переживание в данный момент времени.

В хокку есть недосказанность , намек, недоговоренность. Авторы надеются, что читатели поймут и оценят и изображение реального мира, не требующее никакого другого толкования, и подтекст.

Основные черты хокку:

1. Лаконичность (3 строки);

2. Внимание к деталям;

3. Недосказанность, подтекст.

Басё — философ, поэт, влюбленный в природу. Он жил в конце XVII столетия. Его жизненный путь необычен.

Сын мелкого самурая, учителя каллиграфии, Мацуо Басё с детских лет был товарищем в играх княжеского сына. После ранней смерти своего молодого господина Мацуо ушел в город, принял постриг, освободившись этим от службы своему феодалу. Однако монахом не стал, жил в скромном домике в бедном предместье Фукагава, близ города Эдо. Хижина эта со скромным пейзажем описывается поэтом. Он изучает творчество китайских поэтов. Вскоре к нему начинают стекаться многочисленные ученики, которым Басё передает свое учение о поэзии. После того как сгорела его хижина, он начинает многолетние странствия, во время которых и умирает.

Его поэзия, по свидетельству исследователей его творчества, была для поэта не забавой или игрой, а высоким призванием его жизни. Он читал, что она облагораживает и возвышает человека.

Пример №2.

Гляжу - опавший лист Опять взлетел на ветку: То бабочка была. Жанр данного стихотворения - хокку (трехстишье);

Тема -

Образы - лист - бабочка ;

Состояние - опавший - взлетел (смерть - жизнь);

Недосказанность (подтекст): Может быть, глядя на бабочку поэт мечтает о вечной жизни и возможности возрождения.

Пример №3.

Ночная тишина.

Лишь за картиной на стене

Звенит -звенит сверчок.

Жанр данного стихотворения - хокку (трехстишье);

Тема - философское восприятие природы;

Образы: ночь -сверчок;

Состояние: тишина - звон

Недосказанность (подтекст): ночью поэт не спит, что-то его тревожит. Интересно: переживания приятные или не очень?

Еще один известный японский поэт - Исса Кобаяси (1763 - 1827)

Сын крестьянина, Исса рано лишился матери. Новый брак отца не принес счастья никому. На фоне неблагоприятной обстановки в семье в возрасте 13 лет Исса уехал в Эдо (нынешний Токио) на заработки. В возрасте 25 лет он начал изучать поэзию.

Жизнь поэта была трагична. Всю жизнь он боролся с нищетой. Его любимый ребенок умер. Поэт рассказал о своей судьбе в стихах, полных щемящей боли.

Его поэзия говорит о любви к людям, и не только к людям, но и ко всем маленьким существам, беспомощным и обиженным.

Исса был последним крупным поэтом феодальной Японии. Он оставил после себя около 20000 хокку.

Пример № 3.

Наша жизнь - росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же ...

Жанр - хокку (трехстишье);

Тема - философская (смысл жизни);

Образы - жизнь - росинка;

Состояние выражено через частицы - пусть, все же;

Идея - жизнь каждого человека коротка по сравнению с вечностью, однако и ее прожить стоит достойно. Надо добавить, что стихотворение было написано в тоске об умершем ребенке.

Пример № 4.

Тихо, тихо ползи

Улитка по склону Фудзи,

Вверх , до самых высот!

Жанр - хокку (трехстишье);

Тема - философская (через наблюдение за природой);

Образы - улитка - священная гора Фудзи;

Состояние: тихо ползет вверх;

Идея: смысл жизни в медленном и трудном приближении к истине.

Что вы узнали о японцах и Японии?

Как вы поняли, что такое хокку?

Сколько в нём слогов?

Назовите его основные черты?

Каких поэтов Японии вы узнали?

Попробуйте сами сочинить хокку. Не бойтесь, не сомневайтесь в себе. Посмотрите вокруг и творите.

Может быть вам поможет совет Ильи Эренбурга:

Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. Можно от скуки напиться, можно почитать детективный роман, можно написать хокку… автор если и не возвысился, его сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа”.

Домашнее задание

Прочитайте и проанализируйте хокку (2-3 по выбору)

Мацуо Басё, Кобаяси Исса

Японская поэзия. Хокку

Цели:

    Познакомить с видом японского национального искусства хокку.

    Вовлечь учеников в творческий процесс – соавторство.

    Воспитывать любовь к японской поэзии.

Оборудование: проектор, слайды, сердечки для награждения, материал к уроку (хокку Мацуо Басё, репродукции гравюр Андо Хиросигэ), японская национальная музыка.

Ход урока

На фоне японской национальной музыки, одновременно показываются слайды с изображением японских картин природы.

Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие. Давайте из Восточного Казахстана перенесёмся в страну древних традиций и самых современных технологий, изысканных гравюр и сверхмощных автомобилей, загадочных садов камней и небоскрёбов. Всё это – Япония. Какие ассоциации у вас вызывает Япония? (Сакура, икебана, оригами, самурай, бонсай,…). Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной визитной карточкой Японии – хокку.

Читаю медленно трёхстишие:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Это стихи японского поэта Мацуо Басё. Чем они необычны?

Здесь нет развёрнутой картины природы, музыкального благозвучия, рифмы, живописного языка – всего того, к чему мы привыкли. Что прежде всего бросается в глаза?

Здесь нет ничего лишнего. Голая ветка, одинокий ворон, вечер – и перед нами картина поздней осени.

Да, всё предельно просто, лаконично, похоже на японский рисунок кистью. Но при этом можно почувствовать отсутствие ветра. Природа будто замерла, попрощавшись с праздником жизни. Попытайтесь более детально передать картину, которую нарисовал поэт.

В прозрачном сумраке чётко виден силуэт дерева, на ветке которого неподвижно застыл ворон.

Так о чём же говорит Басё, изображая пейзаж возле хижины? Об одиночестве ворона?

Через пейзаж поэт передал нам своё душевное состояние. Он говорит не об одиночестве птицы, а о своём собственном.

Это трёхстишие потребовало от нас вдумчивого чтения. Автор вызвал в нас лирическое волнение своей картиной осеннего вечера, дав толчок нашему воображению. Этот посыл читателю обусловлен спецификой всей японской культурой. Жители маленькой восточной страны привыкли ко всему миниатюрному: крошечным удобным домам с минимумом обстановки, готовым к любым природным катаклизмам, карликовым деревьям бонсай, небольшим садам камней, коротеньким стихам – танка и хокку. Но ведь всё большое складывается из малого. И потому кредо жителей Страны восходящего солнца заключается в старинной мудрости:

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное.

Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

Отметьте ключевые слова, передающие жизненную философию японцев.

Всматривайтесь – и вы увидите.

Предлагаю эти слова взять эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, потому что я хочу вас познакомить с некоторыми особенностями краткой японской поэтической формой.

Народ любит и охотно создаёт короткие песни – сжатые поучительные формулы, где нет ни одного лишнего слова. Интересно отметить, что стремление к лаконизму, любовь к малым формам вообще присущи японскому национальному искусству. Хокку – лирические стихотворения о природе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

В каждом стихе хокку определённое количество слогов: пять в первом, семь во втором, и пять в третьем – всего семнадцать слогов. Ударения в хокку роли не играют. Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трёхстишия – предмет большой заботы японских поэтов. Краткость роднит хокку с народными пословицами. Некоторые трёхстишия получили хождение в народной речи на правах пословиц, как, например, стихотворение поэта Басё:

Слово скажу –

Леденеют губы.

Осенний вихрь!

К чему призывает хокку?

К молчанию, как пословица оно означает, что «осторожность иногда заставляет помолчать».

Какую русскую пословицу напоминает хокку?

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

А чем хокку отличается от пословицы?

Своими жанровыми признаками. Это не назидательное изречение, не притча, а поэтическая картина, созданная художником слова с помощью одного-двух штрихов.

Хокку учит нас искать потаённую красоту в повседневном, обычном. Непревзойдённым мастером хокку является выдающийся национальный поэт Японии Мацуо Басё. Он родился в 1644 году. Его стихи и ныне, по прошествии трёх веков, знает наизусть каждый культурный японец. Его хокку полны глубокого значения, они раскрывают перед нами душевный мир, его чувства и переживания. Он хорошо знал жизнь простых людей Японии. Судьба самого поэта складывалась своеобразно. Он – сын учителя каллиграфии, с детства был товарищем игр княжеского сына – большого любителя поэзии, начал рано писать стихи. После смерти своего господина ушёл в город, принял постриг, но настоящим монахом не стал, жил в маленьком предместье.

Он был замечательным учителем поэзии. Один из его учеников убедил своего отца подарить учителю маленькую хижину у пруда. Возле неё поэт посадил банановую пальму (по-японски басё ), отсюда его псевдоним. Как-то осенью Басё шёл с одним из своих учеников по рисовому полю. Увидев красную стрекозу, юноша сложил хокку:

Оторви пару крыльев

У стрекозы –

И получится стручок перца.

Нет, – сказал Басё, – это не хокку. Ты убил стрекозу. Если ты хочешь сложить хокку и дать ему жизнь, нужно сказать… Что сказал поэт?

Добавь пару крыльев

К стручку перца –

И появится стрекоза.

Раздаю ученикам материалы к уроку: листы с распечатанными хокку Басё. Нужно прокомментировать их.

    Белые хризантемы

Перед глазами вижу –

Ни одной пылинки.

Комментарий: Это не просто зарисовка с натуры. Хризантема символизирует в Японии радость, долголетие. В древности существовал такой обычай: в ночь перед девятым днём девятой луны на хризантему набрасывали шёлковую ткань, которой наутро обтирались: считалось, что пропитавшись росой и ароматом хризантем, она способна обеспечить бессмертие. В стране сохранилась традиция проводить фестивали и выставки хризантем. Там говорят: «Никогда так не думаешь о друге, как глядя на снег, луну или цветы». Ведь в Японии любование красотой происходит в общении с друзьями. Белые хризантемы, которое Басё увидел в доме друзей, вызвали у него мысли о сущности бытия. Хризантема – это «солнышко», златоцвет, а монахи уподобляли просветлённое сознание солнцу, увиденному в полночь. Осень – пора увядания. Белый цвет у японцев – цвет траура. Преподносить белые хризантемы можно лишь в день поминовения или в минуты расставания с дорогими сердцу людьми. На закате жизни поэт очистил своё сознание от «пыли» – мирских забот, отвлекавших его от размышлений о высокой сущности поэзии. Он готов проститься с друзьями.

    Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

Комментарий: Первая строка представляет собой статическую картину. Она создаёт ощущение неподвижности, запущенности. Поэт воспринимает её как символ неизменно печальной жизни. Вторая часть миниатюры противопоставляется первой по признакам «неподвижность – движение», «безмолвие – звук, всплеск». Спокойствие пруда, которое кажется вечным, вдруг нарушено маленькой лягушкой. Этот прыжок живого существа можно воспринять как символ случайности, нарушения принятого закона жизни. В жизни с её устоявшимся порядком когда-нибудь произойдёт событие, которое изменит этот порядок, нарушит сонное спокойствие.

    Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела…

О, с какой неохотой!

Комментарий: Поэта побудило написать это стихотворение расставание с гостеприимным домом своего друга.

    Как свищет ветер осенний

Тогда лишь поймёте мои стихи,

Когда заночуете в поле.

    И осенью хочется жить

Этой бабочке: пьёт торопливо

С хризантемы росу.

На основе гравюр Андо Хиросигэ предлагаю ученикам создать трёхстишия.

Одна из больших тем японской лирики – времена года. Рассмотрите гравюры японского художника и скажите «по-японски» (с помощью хокку) о том, что видит художник, созерцающий картины природы в разное время года. Сочиняя хокку, воспользуйтесь советом Басё: «Учись сосне у сосны, бамбуку – у бамбука. Истину не увидишь, если будешь следовать за собой. Учиться – значит проникать в сердцевину вещи; открой её душу, переживи, тогда и родится стих».

Чтение и комментирование написанных хокку.

Мацуо Басё однажды сказал своему ученику: «Написать две-три хокку – этого достаточно для целой человеческой жизни». Ощутив себя в роли авторов хокку, как вы понимаете эти слова?

Сборник хокку нельзя «пробегать глазами», листая страницу за страницей. Если читатель будет пассивным и недостаточно внимательным, он не воспримет импульса, посланного ему поэтом. В книге избранных хокку – вся природа Японии, исконный уклад её жизни, обычаи и верования, труд и праздники японского народа в их самых характерных, живых подробностях. Вот почему хокку любят, знают наизусть и сочиняют до сих пор.

Что я знал

Что узнал

Что хочу узнать

Домашнее задание. В качестве домашнего задания на основе стихотворений А.С.Пушкина «Осень», М.Ю.Лермонтова «Листок» и С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…» прошу учащихся попробовать самим сочинить хокку, взяв за основу хокку Басё.

Хокку

Мацуо Басё

Белые хризантемы

Перед глазами вижу –

Ни одной пылинки.

Не слишком мне подражайте!

Взгляните, что толку в сходстве таком?

Две половинки дыни.

"Осень уже пришла!"-

Шепнул мне на ухо ветер,

Подкравшись к подушке моей.

Все волнения, всю печаль

Своего смятенного сердца

Гибкой иве отдай.

В саду, где раскрылись ирисы,

Беседовать с старым другом своим,-

Какая награда путнику!

Вот причуда знатока!

На цветок без аромата

Опустился мотылёк.

Вечерним вьюнком

Я в плен захвачен... Недвижно

Стою в забытьи.

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень:

Белеет свежий срез.

Как разлилась река!

Цапля бредет на коротких ножках

По колено в воде.

Как стонет от ветра банан,

Как падают капли в кадку,

Я слышу всю ночь на пролет.

Хокку

Мацуо Басё

Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке...

Это ее душа.

Послышится вдруг "шорх-шорх".

В душе тоска шевельнется...

Бамбук в морозную ночь.

Как свищет ветер осенний!

Тогда лишь поймете мои стихи,

Когда заночуете в поле.

И осенью хочется жить

Этой бабочке: пьет торопливо

С хризантемы росу.

Цветы увяли.

Сыплются, падают семена,

Как будто слезы...

Внимательно вглядись!

Цветы пастушьей сумки

Увидишь под плетнем.

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

Первый снег под утро.

Он едва-едва прикрыл

Листики нарцисса.

Вода так холодна!

Уснуть не может чайка,

Качаясь на волне.

Луна или утренний снег...

Любуясь прекрасным, я жил, как хотел.

Вот так и кончаю год.

Хокку

Мацуо Басё

В чашечке цветка

Дремлет шмель. Не тронь его,

Воробей-дружок!

Аиста гнездо на ветру.

А под ним - за пределами бури -

Вишен спокойный цвет.

Долгий день напролет

Поет - и не напоется

Жаворонок весной.

Над простором полей -

Ничем к земле не привязан -

Жаворонок звенит.

Нынче выпал ясный день.

Но откуда брызжут капли?

В небе облака клочок.

Важно ступает

Цапля по свежему жниву.

Осень в деревне.

Бросил на миг

Обмолачивать рис крестьянин,

Глядит на луну.

Как летом густеет трава!

И только у однолиста

Один-единственный лист.

Неподвижно висит

Темная туча в полнеба...

Видно, молнию ждет.

О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по-своему -

В этом высший подвиг цветка!

Хокку

Мацуо Басё

Одеяло для одного.

И ледяная, черная

Зимняя ночь... О, печаль!

Весна уходит.

Плачут птицы. Глаза у рыб

Полны слезами.

В гостях у вишневых цветов

Я пробыл ни много ни мало -

Двадцать счастливых дней.

Содрогнись, о холм!

Осенний ветер в поле -

Мой одинокий стон.

Бабочкой никогда

Он уже не станет... Напрасно дрожит

Червяк на осеннем ветру.

Скажи мне, для чего,

О, ворон, в шумный город

Отсюда ты летишь?

Как нежны молодые листья

Даже здесь, на сорной траве

У позабытого дома.

Камелии лепестки...

Может быть, соловей уронил

Шапочку из цветов?

Листья плюща...

Отчего-то их дымный пурпур

О былом говорит.

Замшелый могильный камень.

Под ним - наяву это или во сне? -

Хокку

Мацуо Басё

Все кружится стрекоза...

Никак зацепиться не может

За стебли гибкой травы.

Ты не думай с презреньем:

"Какие мелкие семена!"

Это ведь красный перец.

Сначала покинул траву...

Потом деревья покинул...

Жаворонка полет.

Колокол смолк вдалеке,

Но ароматом вечерних цветов

Отзвук его плывет.

Хижина рыбака.

Замешался в груду креветок

Одинокий сверчок.

Белый волос упал.

Под моим изголовьем

Не смолкает сверчок.

Больной опустился гусь

На поле холодной ночью.

Сон одинокий в пути.

Уж осени конец,

Но верит в будущие дни

Зеленый мандарин.

Откуда вдруг такая лень?

Едва меня сегодня добудились...

Шумит весенний дождь.

Кричат перепела.

Должно быть, вечереет.

Глаз ястреба померк.

Хокку

Мацуо Басё

Опала листва.

Весь мир одноцветен.

Лишь ветер гудит.

Посадили деревья в саду.

Тихо, тихо, чтоб их ободрить,

Шепчет осенний дождь.

Чтоб холодный вихрь

Ароматом напоить, опять раскрылись

Поздней осенью цветы.

Уродливый ворон -

И он прекрасен на первом снегу

В зимнее утро!

С ветки на ветку

Тихо с бегают капли...

Дождик весенний.

Через изгородь

Сколько раз перепорхнули

Крылья бабочки!

Плотно закрыла рот

Раковина морская.

Невыносимый зной!

Только дохнет ветерок -

С ветки на ветку ивы

Бабочка перепорхнет.

Не успела отнять руки,

Как уже ветерок весенний

Поселился в зеленом ростке.

Кукушка вдаль летит,

За нею по воде.

Мацуо Басё. Хокку

Этот урок помог мне понять…

Я задумался о…

Я хотел бы больше узнать о…

Мацуо Басё. Хокку

Этот урок помог мне понять…

Я задумался о…

Я хотел бы больше узнать о…

Тема урока : Японские хокку. Особенности жанра. Мацуо Басё. Кобаяси Исса.

Цели урока : - дать понятие о японском стихотворении – хокку или хайку;

Изучить жизненный и творческий путь японских поэтов Мацуо Басё и

Кобаяси Исса;

Выявление и развитие творческих способностей учащихся;

Нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Ход урока:

Учитель. Здравствуйте, ребята. На дворе весна, и, надеюсь, у вас хорошее настроение, а урок пройдёт плодотворно. Сегодня речь пойдёт о Японии – Стране Восходящего Солнца и её поэзии. По легенде Япония образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Древняя история и экзотика страны неудержимо влечёт к себе европейцев. Но чем ближе они знакомятся с Японией, тем больше понимают, насколько необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Суетливые европейцы постоянно попадают здесь впросак. Например, только в Японии возможна такая ситуация: вы возвращаетесь в гостиницу и спрашиваете портье:

Мне звонили?

Да.

Кто?

Никто.

Иначе администратор-японец ответить не мог: сказать сразу, что никто не звонил – это серьёзно обидеть, даже оскорбить вас, раз в течение целого дня вы были никому не нужны.

Эта ситуация даёт нам ключ к пониманию японского этикета.

Всегда следует заботиться о чувстве собственного достоинства даже незнакомого человека; с особым уважением относиться к старшим, даже если они не правы; быть внимательным к людям и окружающей природе. Любого японца с детства учат посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в трудные минуты жизни «перелистать» их, словно старые фотографии, на которых мы всегда моложе и счастливее. И тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше. Наверное, именно в такие мгновения рождаются стихи:

Первый снег под утро.

Он едва-едва пригнул

Листики нарцисса.

Или

В гостях у вишнёвых цветов

Я пробыл ни много ни мало

Двадцать счастливых дней!

Басё.

Поник головой до земли.-

Словно весь мир опрокинут вверх дном,-

Придавленный снегом бамбук.

Басё.

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень.

Белеет свежий срез.

Басё.

Учитель. Прозвучали непривычные для нас стихи.

- Чем они необычны?

- О чём вы думали, когда слушали эти стихи?

- какие картины появились в вашем воображении?

Эти лирические стихотворения носят название хайку или хокку. Они стали популярными в Японии в 16 – 17 веках. Каждое стихотворение организовано по определённым законам: в каждом - только три строки из семнадцати слогов (5 -7 -5слогов). Хокку не имеют рифмы и строятся на основе одного поэтического образа, одной детали, мысли и при этом таят в себе много неожиданного. Тематика хокку разнообразна: любовь, природа, искусство, жизнь. Хокку сродни искусству живописи. Они нередко писались на сюжеты картин и, в свою очередь, вдохновляли художников; подчас они превращались в компонент картины в виде каллиграфически выполненной надписи на ней. Иногда поэты прибегали к способам изображения, родственным искусству живописи. Таково, например, трёхстишие Бусона:

Цветы сурепки вокруг.

На западе гаснет солнце.

Луна на востоке встаёт.

Часто поэт создаёт не зрительные, а звуковые образы. Вой ветра, стрёкот цикад, крики фазана, пение соловья и жаворонка, голос кукушки - каждый звук исполнен особого смысла, рождает определённые настроения и чувства.

Жаворонок поёт,

Звонким ударом в чаще

Вторит ему фазан.

Обычно первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный:

Жжет мне сверканьем глаза

Все - и деревья и камни...

Вновь после ливня жара!

Мукаи Керай

Что глупей темноты!

Хотел светлячка поймать я -

и напоролся на шип.

Мацуо Басё

А иногда наоборот, для введения в тему достаточно одной первой строчки, а для подведения итога требуются две последующие:

Молодая листва...

Ах! Три тысячи воинов

Спрятаны в ней!

Масаока Шики

Оно зовёт нас вдуматься в смысл строк, почувствовать красоту. Открыть внутреннее зрение и внутренний слух. Ведь многое скрыто, недоговорено. Первая строка в хокку рисует нам общую картину, созерцаемую автором. Вторая обращает наше внимание на то, что привлекло внимание самого поэта. Третья же – это след, который оставила картина в душе художника.

Работа в парах:

Попробуйте «собрать» хокку из отдельных слов и нарисовать картину, которая появится в вашем воображении.

Чтение стихотворений «Нарисуй мне, картину, художник» и «Нарисуй мне, художник, любовь». Я думаю, что эти стихотворения будут для вас своеобразной подсказкой- что и как нарисовать.

1. Старый, лягушка, в воду, пруд, в тишине, прыгнула, всплеск. (Басе)

2. Я, и, повеяло, каким, в, топором, ударил, зимнем, ароматом, замер, лесу (Бусон)

3. Час, стою, и, потерянный, пион, как, вечерний, сорвал (Бусон)

4. Травы , об , в есть , осени , лисица , принесла , лес , р ыжая , в , увяли. (Бусон)

5. Тают , горы, ворона, т уманом , окутаны , каркает, снега. ( Исса )

Ребята демонстрируют свои картины и зачитывают получившиеся хокку.

Учитель. В Японии каждый образованный человек должен владеть как мастерством каллиграфии, так и стихосложения. С 16 века и до сих пор в середине января в Японии устраивается традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот общенациональный конкурс. Мы тоже попытаемся посоперничать между собой в сочинении хокку, взяв за основу знаменитые стихи Басё. – проводится анализ придуманных учащимися строк и сравнивается со строками Басё.

В данные трёхстишия подставьте подходящие по смыслу пропущенные слова и выражения, обоснуйте своё решение.

Цветы увяли.

Сыплются, падают семена,

Как будто <…….> .

Тихая лунная ночь.

Слышно, как в глубине <….>.

<………………..>

С ветки на ветку

Тихо сбегают капли.

< ……………….. >

Итог урока: Мы, жители России, привыкли к масштабам во всем, к вечной суете и спешке. А японская поэзия не терпит поспешности и рассчитана на медленное чтение. В японском искусстве мир человека и природа существует как одно целое. Каждый может задаться вопросом: а для чего вообще нужны хокку? Хокку развивают неординарное мышление, обогащают словарный запас, учат формулировать идею произведения, позволяют почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

Читая хокку, мы погружались в удивительный мир японской поэзии. И для этого нам совсем не обязательно было ехать в Японию. Ключом к нему может послужить любой клочок бумаги, на котором могут уместиться три коротенькие строчки. Прикоснувшись к этому чуду, мы увидели, как предметы, окружавшие вас всю жизнь и казавшиеся обыденными, такими скучными и безмолвными, вдруг оживают. Окажется, что каждый из них имеют свою душу, свой характер.

Д\З попробуйте сочинить свое хокку

ФИО: Иванчук Елена Викторовна

Место работы: МКОУ «Тарминская СОШ», Братский район

Должность: учитель русского языка и литературы

Урок литературы

7 класс

тема:

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА.

ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ

Разработала учитель I категории

МКОУ «Тарминская СОШ»

Иванчук Елена Викторовна


2013 г.

Тип урока: урок освоения новых знаний



Цели урока

Образовательные:

Познакомиться с японской национальной культурой и традициями;

Выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии.

Развивающие:

Формировать умение анализировать хокку;

Продолжить работу по развитию культуры речи школьников;

Работать над выразительным чтением;

Учить видеть поэзию в обыденном;

Научить создавать художественные образы.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к прекрасному;

Прививать бережное и внимательное отношение к природе;

Задачи:

1.Заинтересовать учащихся творчеством японских поэтов.

2.Пробудить интерес к чтению хокку и научить вдумываться в стихотворные строки.

Методические цели:
  • совершенствовать умение анализировать лирическое произведение

    способствовать формированию полного представления о создании хокку в Японии создать ситуацию для раскрытия творческих способностей учащихся.
Дидактические цели урока:
    определить поэтические идеи хокку познакомиться с жизнью и творчеством Мацуо Басе продолжить развитие творческих способностей учащихся.
Ход урока:

I . Организационное начало урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю совершить небольшое путешествие. Япония – удивительная страна с неповторимыми особенностями быта. Знакомство с ее культурными традициями поможет нам глубже и тоньше понять природу, увидеть поэзию в простых вещах, научиться создавать художественный образ. Тема нашего урока: « Путешествие в Страну Восходящего Солнца. Японские трехстишия хокку».

Что нового мы должны сегодня узнать на уроке? (Целеполагание.) Что вы можете рассказать о Японии? (подготовленный ученик предоставляет дополнительную информацию:

Флаг Японии (репродукция);

Символом Японии является ветка цветущей сакуры. Во время цветения садов сакуры огромное количество не только японцев, но и туристов из многих стран стремятся побывать в садах, где цветет сакура. Это необычайно красивое зрелище. Весной в определенный, особый день в четыре часа утра все японцы приходят в сад к дереву сакуры – дикой вишни, чтобы увидеть, как медленно, постепенно вслед за солнечным лучом раскроются прекрасные цветы вишни и окрасят это утро розовым цветом. Каждый человек стоит под огромным и великим небом, наблюдая изумительное цветение сакуры, и думает: «Как прекрасна Земля! Какое это счастье, что я живу на этом свете! Но как все быстро проходит… Облетят лепестки вишни…»

Верно, вишен цветы

Окраску свою подарили

Как нежно они звучат

На весеннем рассвете!

(репродукция);

Япония – страна со своей многовековой культурой и традициями, например, в Японии до сих пор существует театр кабуки, в котором все роли исполняют только мужчины. (репродукция);

Япония – страна со своей историей, языком, мироощущением, со своим искусством, с особым образом жизни.

II . Актуализация знаний учащихся.

Ученик 1: По легенде Япония образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Древняя история и экзотика страны неудержимо влечет в себе европейцев. Но чем ближе они знакомятся с Японией, тем больше понимают, насколько необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Суетливые европейцы постоянно попадают здесь впросак. Например, только в Японии возможна такая ситуация: вы возвращаетесь в гостиницу и спрашиваете портье:

Мне звонили?

Да.

Кто?

Никто.

Иначе администратор-японец ответить не мог: сказать сразу, что никто не звонил - это серьезно обидеть, даже оскорбить вас, раз в течение целого дня вы были никому не нужны.

Эта ситуация дает нам ключ к пониманию японского этикета.

Ученик 2: Всегда следует заботиться о чувстве собственного достоинства даже незнакомого человека; с особым уважением относиться к старшим, даже если они неправы; быть внимательным к людям и окружающей природе. Любого японца с детства учат посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в трудные минуты жизни «перелистать» их, словно старые фотографии, на которых мы всегда моложе и счастливее. И тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше. Наверное, именно в такие мгновения рождаются стихи:

Первый снег под утро.

Он едва-едва пригнул

Лепестки нарцисса.

Ученик 3: Необычно в Японии все. И природа в Японии по-особому сурова, но прекрасна. Гигантские волны тайфунов сметают все на своем пути; пожары безжалостно губят легкие домики; практически ежедневные толчки землетрясений дали Японии второе название – страна огнедышащих гор. Близость опасности, смерти породила идеал японского характера – это невозмутимость, умение запрятать глубоко внутрь обиду, страх, гнев, раздражение и даже…радость. В скорбных стихах лишь намек на истинную силу горя.

Поник головой до земли.-

Словно весь мир опрокинут вверх дном,-

Придавленный снегом бамбук.

Басе. (Отцу, потерявшему сына)

Ученик 4: В Японии чтят и древние традиции. В этой стране не принято перекладывать свои проблемы на плечи других. А вот любоваться наиболее поэтическими явлениями природы лучше коллективно: всей семьей, целым городом. Зимой прекрасен первый снег, весной принято любоваться цветением сливы, вишни, осенью – огненно-красной листвой горных кленов.

Ученик 5: А еще у японцев принято любоваться самой красивой в году луной. Одно из лучших мест для этого – храм Дайгаку-дзи в Киото. Уже в половине шестого вечера, до наступления темноты, из-за горы за озером поднимается неправдоподобно большая, круглая, выкованная из неровного золота луна.

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень.

Белеет свежий срез.

III . Новый материал. Учитель: Спасибо, ребята. Стремление жить в согласии с природой – главная черта японского искусства. Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия: саби, ваби, сибуй, югэн.

Саби – это красота и естественность.

Ваби – это прелесть обычного, красота простоты.

Если спросишь японца, что такое сибуй, он ответит: «То, что человек с хорошим вкусом назовет красивым». Тайна искусства состоит в том, чтобы любоваться невидимым. Югэн – это прелесть недоговоренности, намека. Поэтому больше всего способно рассказать о красоте то произведение, в котором не все договорено до конца. Как рассказать об аромате цветов весны и журчании ручейков, бегущих по равнине; о печальных криках журавлей, покидающих родные края; о тишине заснеженного перевала?

Таковы хокку – стихотворения из одного поэтического образа. Эта форма несет в себе бездонный подтекст.

Дома вы самостоятельно читали статью «Японские трехстишия», ответьте на вопросы:

В чем особенность хокку или хайку?

О чем чаще всего хокку?

Почему от читателя требуется работа воображения?

Почему хокку вдохновляли художников?

III . Осмысление и освоение текстов(чтение-восприятие, чтение-анализ, чтение-интерпретеция)

Давайте обратимся к напечатанным хокку.

Чем непривычны стихи?

Какова их особенность?

Удивительное дело: когда вчитаешься в японские трехстишья, понимаешь всю их прелесть, и другие стихи кажутся многословными.

Сравните стихотворения японского автора и европейского, отметьте, что в них общего и в чем отличие:

В книге засохший цветок,

Положенный кем-то когда-то.\

Всё прошло.

***

Цветок засохших, безуханный,

Забытый в книге вижу я.

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукой?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Что можете сказать об этих стихотворениях?

Перечитаем еще раз хокку:

В книге засохший цветок,

Положенный кем-то когда-то.\

Всё прошло.

Первая строка в хокку рисует нам общую картину, созерцаемую автором. Вторая обращает внимание на то, что привлекло внимание самого поэта. Третья же – это след, который оставила картина в душе художника.

Хокку – жанр японской поэзии появился в 17 веке. Создатели – учителя, врачи, художники, писатели, ремесленники и самураи.

должны домыслить, дорисовать в воображении. Хокку стали популярными в Японии в 16 – 17 веках. Каждое стихотворение организовано по определенным законам: в каждом – только три строки из семнадцати слогов (5 – 7 – 5 слогов). Хокку не имеют рифмы и строятся на основе одного поэтического образа, одной детали, мысли и при этом таят в себе много неожиданного. Оно зовет нас вдуматься в смысл строк, почувствовать красоту. Открыть внутреннее зрение и внутренний слух. Ведь многое скрыто, недоговорено.

IV . Монологический рассказ о жизни и творчестве поэта.

Ученик 1: рассказ о жизни и творчестве Мацуо Басе (1644-1694)

Самым известным и любимым поэтом японцы считают Мацуо Басё (1644-1694). Познакомимся поближе с этим поэтом, который прожил всего 50 лет.

Басе знаменит своими странствиями. Родился поэт в провинции Ига в семье небогатого, но образованного самурая.

Басё было 28 лет, когда в 1672г. он отправился в крупнейший город Эдо - Токио. Его отговаривали от этого безрассудного поступка. Уходя, он прикрепил к воротам своего дуга листок со стихами:

Облачная гряда
Легла меж друзьями…Простились
Перелётные птицы навек.

Жизнь Басё в Эдо складывалась очень трудно. Он стал учителем поэзии, у него появились ученики, которые были так же бедны, как и он сам. Один ученик уговорил своего отца подарить басе крохотную хижину у пруда. Возле этого убого домика он посадил саженцы банановой пальмы, что по-японски произносится – Басе, отсюда и псевдоним. О своей хижине он пищет:

Как стонет от ветра банан Как падают капли в кадку, Я слышу всю ночь напролет.

Его называют Первым Великим Мастером Хокку. Кажется, что хокку – это детские наивные стихи, но на самом деле - за ними упорный труд поэта и древние традиции Востока.

Учитель: В Японии каждый образованный человек должен владеть как мастерством каллиграфии, так и стихосложения. С 16 века и до сих пор в середине января в Японии устраивается традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот общенациональный конкурс. Мы тоже попытаемся посоперничать между собой в сочинении хокку. (проводится анализ придуманных учащимися хокку:

1) Солнца яркий луч

Пробирается сквозь чащу.

Надежда есть.

2) О, проснись! Пробудись,

Новый день!

Птицы поют в вышине!

3)Уходит тихо день

В реку и океан

И не возвращается обратно…

4) Над синим морем

Птица кричит одиноко,

Не думай о прошлом…

5) Звездное небо.

Смотри и любуйся

Думая о вечном…

Какие картины возникают в воображении при чтении хокку?

Каким настроением проникнуто каждое из них?

- О чем заставило вас задуматься?

Сложно ли вам было сочинять хокку?

О чем философствует автор хокку:

Наша жизнь - росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же...?


Учитель: Японская поэзия поражает своей емкостью и необычностью. Главное не то, что ты услышал, увидел, прочитал, а то, что сумел понять. Каждый понимает хокку по-своему, соответственно своими чувствами и переживаниями в данный момент.

Мы познакомились с основными правилами написания хокку.


V . Творческая работа. Самостоятельная работа.
Учитель: Ребята, вы принесли краски и бумагу. На партах у каждого из вас лежат хокку. Прочитайте их, выберите одно или два, которое вам больше понравилось, и передайте свои эмоции через рисунок.
Лед растаял в пруду, Опустели поля - И снова зажили дружно Только где-то вдали маячат Вода с водою. Хохолки журавлей… Ночной снегопад На солнцепеке Окончился – как засверкали Прикоснулся к камню рукой - Дома, деревья! Как он прохладен. Бежит ручеек, На утренней бледней заре И его быстрые воды Мальки – не длиннее вершка - Уносят твою печаль. Белеют на берегу.

Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик

На праздник приглашен.


VI . Подведение итогов самостоятельной творческой работы:

Какие хокку выбрали и что нарисовали?

Конечно, в поэзию Японии нужно вчитываться, необходим определенный душевный настрой, важно уметь фантазировать, домысливать. Душа Японии сто / ит того, чтобы попытаться понять ее.

VII . Подведение итогов урока (вновь обратиться к целям урока).

Выставление оценок за урок.

Рефлексия.

VIII . Заключительное слово учителя.

Заключительные слова учителя: Вдумаемся в такие слова:

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;

Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое; Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное; Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

На уроке учащиеся познакомятся с культурой Японии и оригинальным жанром японской поэзии «хокку»; на примерах поэтических миниатюр Басё и Кобаяси научатся определять тему, находить ключевые образы трехстиший и попытаются понять философскую глубину подтекста этих произведений.

Тема: Зарубежная литература XIX века

Урок: Японские трёхстишья (хокку)

Рис. 1. Название Японии. Иероглифы ()

«Путь гор» - таково одно из толкований древнего имени этой страны - Ямато. Действительно, Япония - это, прежде всего, страна гор. Но страна огнедышащих гор больше известна как Страна восходящего солнца.

Сами жители записывают имя родины двумя иероглифами. Один из них означает «солнце», другой - «корень, основа» (рис. 1). Именно здесь рождается новый день. Именно отсюда начинает светило свой каждодневный путь.

Весь мир давно признал: у японцев существует культ красоты. Когда-то предки современных японцев верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Именно поэтому многие праздники и символы Японии связаны с природой.

Символом японского императорского дома являются большие хризантемы огику . Им посвящен осенний Праздник Хризантем. Этот цветок изображен на гербе страны, на монетах и ордене Хризантемы - высшей награде Японии.

Символом японца является бамбук . Склонившийся под тяжестью снега бамбук символизирует выносливого и гибкого японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.

С конца марта японцы с нетерпением ждут, когда зацветет японская вишня - сакура. Японцы любуются сакурой уже много веков, собираясь в ее пышных бело-розовых садах. Эта традиция называется ханами. Цветение сакуры в Японии считается символом обновления , потому что лепестки не знают увядания: свежими они опадают на землю.

Осенью в Японии проходят также праздник любования луной и праздник любования кленовыми листьями.

Каждый образованный человек в Японии должен уметь красиво, каллиграфически, писать и владеть мастерством стихосложения.

Одним из самых распространенных жанров японской поэзии является хайку (хокку), появившийся в Х V ІІ-Х V ІІІ вв.

Хокку (или хайку) - лирическое стихотворение, форма японской поэзии.

Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку - пятисложные, а второй стих хокку - семисложный. Всего в хокку 17 слогов.

Это лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года. Многие хокку строятся на приеме, который называется со-сложением : имеются два объекта, и хокку представляет динамику их отношений.

Пример №1.

Старый пруд.

Лягушка прыгает.

Всплеск воды.

Тема - философский взгляд на природу;

Два объекта - пруд и лягушка.

В японском языке существует выражение «цивилизация сосновой иглы» . Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается природа.

Мастера японской поэзии были лаконичны . Они призывали: всматривайтесь в привычное - увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - увидите прекрасное, всматривайтесь в простое - увидите сложное, всматривайтесь в частицы - увидите целое, всматривайтесь в малое - увидите великое!

В хокку есть недосказанность , намек, недоговоренность. Авторы надеются, что читатели поймут и оценят и изображение реального мира, не требующее никакого другого толкования, и подтекст.

Основные черты хокку:

1. Лаконичность (3 строки);

2. Внимание к деталям;

3. Недосказанность, подтекст.

Рис. 2. Мацуо Басё ()

Басё — философ, поэт, влюбленный в природу. Он жил в конце XVII столетия. Его жизненный путь необычен.

Сын мелкого самурая, учителя каллиграфии, Мацуо Басё (рис. 2) с детских лет был товарищем в играх княжеского сына. После ранней смерти своего молодого господина Мацуо ушел в город, принял постриг, освободившись этим от службы своему феодалу. Однако монахом не стал, жил в скромном домике в бедном предместье Фукагава, близ города Эдо. Хижина эта со скромным пейзажем описывается поэтом. Он изучает творчество китайских поэтов. Вскоре к нему начинают стекаться многочисленные ученики, которым Басё передает свое учение о поэзии. После того как сгорела его хижина, он начинает многолетние странствия, во время которых и умирает.

Его поэзия, по свидетельству исследователей его творчества, была для поэта не забавой или игрой, а высоким призванием его жизни. Он читал, что она облагораживает и возвышает человека.

Пример №2.

Гляжу - опавший лист Опять взлетел на ветку: То бабочка была. Жанр данного стихотворения - хокку (трехстишье);

Тема -

Образы - лист - бабочка ;

Состояние - опавший - взлетел (смерть - жизнь);

Недосказанность (подтекст): Может быть, глядя на бабочку поэт мечтает о вечной жизни и возможности возрождения.

Пример №3.

Ночная тишина.

Лишь за картиной на стене

Звенит -звенит сверчок.

Жанр данного стихотворения - хокку (трехстишье);

Тема - философское восприятие природы;

Образы: ночь - сверчок;

Состояние: тишина - звон

Недосказанность (подтекст): ночью поэт не спит, что-то его тревожит. Интересно: переживания приятные или не очень?

Рис. 3. Кобаяси Исса ()

Еще один известный японский поэт - Исса Кобаяси (рис. 3) (1763-1827)

Сын крестьянина, Исса рано лишился матери. Новый брак отца не принес счастья никому. На фоне неблагоприятной обстановки в семье в возрасте 13 лет Исса уехал в Эдо (нынешний Токио) на заработки. В возрасте 25 лет он начал изучать поэзию.

Жизнь поэта была трагична. Всю жизнь он боролся с нищетой. Его любимый ребенок умер. Поэт рассказал о своей судьбе в стихах, полных щемящей боли.

Его поэзия говорит о любви к людям, и не только к людям, но и ко всем маленьким существам, беспомощным и обиженным.

Исса был последним крупным поэтом феодальной Японии. Он оставил после себя около 20 000 хокку.

Пример № 3.

Наша жизнь - росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же ...

Жанр - хокку (трехстишье);

Тема - философская (смысл жизни);

Образы - жизнь - росинка;

Состояние выражено через частицы - пусть, все же;

Идея - жизнь каждого человека коротка по сравнению с вечностью, однако и ее прожить стоит достойно. Надо добавить, что стихотворение было написано в тоске об умершем ребенке.

Пример № 4.

Тихо, тихо ползи

Улитка по склону Фудзи,

Вверх , до самых высот!

Жанр - хокку (трехстишье);

Тема - философская (через наблюдение за природой);

Образы - улитка - священная гора Фудзи;

Состояние: тихо ползет вверх;

Идея: смысл жизни в медленном и трудном приближении к истине.

«Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. Можно от скуки напиться, можно почитать детективный роман, можно написать хокку… автор если и не возвысился, его сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа», - писал Илья Эренбург.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Японика ().
  5. Мир стихов ().

Домашнее задание

Прочитайте и проанализируйте хокку.

1. Долгий день напролет

Поет - и не напоется

Жаворонок весной.

2. Посадили деревья в саду.

Тихо, тихо, чтоб их ободрить,

Шепчет осенний дождь.

1. По дороге не ссорьтесь,

Помогайте друг другу, как братья,

Перелетные птицы!

2. Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.