Однородными называются определения. Определение термина "определения однородные"

Разрабатывая новый урок, мы задаем вопросы: что будем изучать, зачем и как? Определяя цель, мы ориентируемся на уровень класса: лицейский – нелицейский, а также на профиль – гуманитарный или негуманитарный. После этого можно сделать выбор, каким материалом пользоваться – заранее подготовленным или привлекаемым по ходу урока. Не забывая “дальнюю” цель – становление языковой личности учащегося, в гуманитарном классе ставим задачи перед каждым учеником – определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий. В обоих случаях исследуются примеры, в которых при определенных условиях существует (или отсутствует) языковое явление, например, когда согласованные определения будут или не будут однородными. При этом пунктуационное правило перестает быть организующим центром, оно усваивается как следствие, вытекающее из анализа словосочетаний или предложений. Ученик приходит к выводу: существуют разные варианты постановки знаков препинания.

В негуманитарном, нелицейском классе цель может быть сформулирована по-другому: необходимо грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями. Отсюда задачи: выяснить, когда между согласованными определениями ставится/не ставится запятая, научиться правильно читать и писать предложения с однородными/неоднородными определениями, уметь грамотно их составлять.

Самостоятельное исследование по теме “Однородные и неоднородные определения” способствует более прочному усвоению, лучше сохраняется долговременной памятью. Его мы предлагаем в гуманитарном классе в форме лабораторной работы.

Предварительное домашнее задание на повторение пройденного – ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

(Вопросы можно дать по вариантам, раздать по группам.)

ХОД ПЕРВОГО УРОКА

I. Подготовительный этап

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с понятиями однородный/неоднородный.

1) Даны два ряда синонимов. Решите, с какими синонимами сочетается слово определение в качестве лингвистического термина.

а) Разнородный, смешанный, разноликий, разнотипный, разношерстный, неоднородный, гетерогенный.

б) Похожий, одинаковый, близкий, подобный, вылитый, аналогичный, гомогенный, неоднородный.

2) Подумайте, что означают словосочетания: однородные определения, неоднородные определения.

II. Основной этап

1. Актуализация внимания. Мотивация.

Ученик, рассказывая историю появления в доме сорочонка, написал: “Я шел по осеннему и сырому парку, как вдруг не то под желтой, не то под высокой лиственницей увидел что-то непонятое. Потом из куста выскакнул кто-то маленький и черный, и с белой грудкой”.

Описывая характер птенца, ученик составил следующие словосочетания: самостоятельный и независимый, драчливый и своевольный; или аккуратный, или капризный.

Какие речевые и грамматические ошибки вы бы отметили?

2. Форма урока.

3. Тема занятия.

5. Задача.

6. Работа с раздаточным материалом.

Задание. Внимательно прочитайте примеры из книги А.М. Зимина “Незнакомый знакомый лес” и заполните таблицы.

Однородные определения

Признаки и условия однородности Примеры
1. Перечисляют признаки разных предметов
2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние
3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее
4. Между определениями можно вставить союз и
5. Стоят после определяемого слова
6. Выражены прилагательным и причастным оборотом
7. Выражены качественными прилагательными

Рядом с баней растет высокая, толстая черемуха. На березу прилетел зяблик и запел короткие, веселые песни. Нигде я еще не видел столько белых и желтых лилий. Елки дышали в лицо теплым и густым ароматом хвои. По течению плывут крупные и мелкие пузыри. Сыроежка стоит на дороге открыто – мокрая, розовая, радостная. Березы оделись в золото, осины и клены – в желтые, оранжевые и пурпурные платья. На сером, не обсохшем от вешней воды берегу раскрыл ярко-желтые бутоны кустик калужницы. Рядом в траве я нашел два молодых, подрумянившихся на солнце белых гриба. Когда весной улетят зимние птицы, с юга ласточки в гости пожалуют: и деревенские, и городские. Казалось, воробьи собрались сюда не обедать, а затеяли с хлебной коркой очень интересную, но непонятную для меня игру. Дождинки падают все чаще и чаще, и вот уже идет тихий, теплый, неторопливый дождик, от которого не хочется прятаться ни под елкой, ни под клеенкой. Под елкой росли долговязые, подрумяненные, как булочки, белые грибы-еловички, около сосен стояли круглые, красновато-коричневые боровики-бочонки. Пузан-боровик весь на виду, солидный и гордый.

Неоднородные определения

Небольшое круглое лесное озеро. Я нашел удобный плоский камень в воде. На осинке появились молодые розовые листья. Подальше от воды стояли тихие неподвижные сосны. Запели в светлом березовом лесу зяблик и пеночка-весничка. Я шел по черному горелому берегу речки. Дрова искать в темноте было трудно, и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой. Утенок подплывает к коряге-тюленю, что-то собирает с его мокрой гладкой спины и о чем-то с ним разговаривает. В неясных серых кустах без устали скрипит коростель. Иду по заросшей узкой дороге. Все чаще дорогу перегораживают упавшие сухие суковатые деревья. Раздвигаю траву и вылавливаю из нее крупные спелые ягоды. Здесь вокруг меня кипит удивительная суматошная жизнь. По сырому мшистому ельнику росли только красные болотные сыроежки. Прошумела над лесом грозовая туча и оставила на дороге чистые теплые лужи.

7. Составление схем.

Однородные определения – ,

неоднородные определения –

III. Заключительный этап

1. Оценка своего состояния и своей работы.

2. Замечания и предложения по уроку.

IV. Домашнее задание (по выбору учащихся)

1) Подобрать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

2) подобрать текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями;

3) придумать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

4) составить текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями.

Материал для второго урока

1. Будьте внимательны! Определите, во всех ли предложениях согласованные прилагательные являются определениями. (Не во всех. В примерах 1, 3, 5 прилагательные являются частью составного именного сказуемого.)

1) Высохший мох похрустывал под ногами, а морошка была на удивление сочной и крупной.

2) В луче света мельтешит серебряный ночной мотылек.

3) Речка здесь узкая, берега высокие и крутые.

4) Я пришел собирать морошку в жаркий безветренный день.

5) Толстая подстилка из опавшей листвы была сухой и мягкой.

2. Объяснительный диктант.

1) К нашей стоянке на берегу озера, гудя басом, прилетела шмелиная матка в черной пушистой шубке с желтым поясом.

2) Казалось, что осень развесила на осине разноцветные праздничные фонарики.

3) Вода в реке уже остыла от длинных холодных ночей и за день не успевает согреться.

4) В кустах послышались сильные, резкие, тревожные крики дрозда.

5) Я втиснул в рюкзак свою большую грибную корзину, и вместе с сыном мы подались на наши заветные места к Родниковому озеру.

6) Болотная трава пушица подобралась к самому озеру, ее головки в белых пуховых шапочках склонились к воде и стали к чему-то прислушиваться. (А.Зимин)

3. Спишите, озаглавив, текст, объясните постановку знаков препинания. Сверьтесь с авторской пунктуацией.

Небо чистое синее солнце хотя и не очень теплое но яркое праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер осины бросают в меня ворохи красных желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету снова подбрасываю их кверху радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней постоял рядом но помочь ей не мог даже расспросить не сумел.

ОСИНКА В ТРАУРЕ

Небо чистое, синее, солнце хотя и не очень теплое, но яркое, праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер, осины бросают в меня ворохи красных, желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету, снова подбрасываю их кверху, радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней, постоял рядом, но помочь ей не мог, даже расспросить не сумел. (А.Зимин)

4. Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ

Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)

5. Тест. Укажите номера предложений с однородными определениями.

1) Из-за поворота вышла большая и лохматая, какого-то неопределенного цвета собака.

2) Гуси заметили щенка и, недовольно гогоча, собрались теснее, распекая его на разные лады. Особенно старался большой белый гусак, вожак стаи.

3) Получив порцию молока, лосенок ложился тут же под молодой раскидистой березкой и отдыхал до обеда.

4. Приближалась зима. Лисанькина шуба стала пушистой и густой.

5) К осени лисанька превратилась во взрослую красивую лису и стала доставлять нам хлопоты.

6) Кошка скосила глаза и увидела, как мышонок, маленький, серый, с длинным, волочащимся по полу хвостом, забегал неподалеку, настороженно поглядывая в ее сторону.

7) Куры, словно дохлые, лежали в пыли на боку, воробьи сидели на заборе, поблизости от старого тазика, из которого, не торопясь, став на его край лапами, лакала белая с желтыми пятнами кошка.

8) Не успела Найда добежать и до первых кустов, как в нос шибануло лисьим запахом – сильным, нестерпимым.

9) Лиса вильнула к оврагу, скатилась вниз по склону и сразу же наверх, перескочила через замерзший ручей, продралась сквозь густые и колючие кусты, оставляя на них клочья рыжей шерсти, и стала забирать вправо.

10) Весна выдалась ранняя и на редкость скорая. (В.Свинцов)

Ответ. 1, 4, 6, 8, 9, 10.

При изучении новой темы в нелицейских классах, как показывает многолетняя практика, лучше всего идти от опыта детей: усвоение материала всегда выше, если сначала разбираются примеры словосочетаний, предложений, текстов, придуманных учениками, и только потом – из учебника. По этой причине работа по теме “Однородные и неоднородные определения” может быть построена следующим образом:

1. Загадка.

Об этой птице в пословице говорится, что она да воробей – морские захребетники. Может быть одновременно полудомашней и дикой. (Голубь.)

2. Беседа.

– Как вы думаете, верно ли составлено словосочетание голубь смелый и полудомашний ?

(Нет, допущена речевая ошибка, так как назван признак, определяющий характер голубя, и указан признак, определяющий среду обитания.)

– Можно ли сказать голуби почтовые и декоративные ?

(Можно, потому что указаны признаки, обозначающие предназначение голубей.)

– Грамотно ли составлено словосочетание оперенье белое, голубое и коричнево-бурое ?

(Да, прилагательные обозначают цвет.)

– Есть ли речевая ошибка в предложении Питаются голуби семенами бобовых и злаковых ?

– Здесь: поперечная белая полоска на пояснице ? Или: широкая темная полоса на конце хвоста ?

(Словосочетания составлены без ошибок.)

– Определения в словосочетаниях согласованные, но однородные ли?

(Неоднородные.)

– Приведите пример, где определения, на ваш взгляд, являются однородными.

3. Сообщение темы урока.

4. Предложение – в конце занятия самостоятельно сформулировать цель урока.

5. Движение темы. Работа с материалом.

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложения.

В каком предложении определения выражены качественными прилагательными? Какими по разряду являются прилагательные в первом предложении? Чем выражены определения в третьем предложении? Где определения однородные, неоднородные? Обратите внимание на постановку знаков препинания. В каком случае между определениями нельзя вставить союз и? Попытайтесь сформулировать пунктуационное правило.

Задание 2. Рассмотрите рисунок.

Составьте словосочетания: качественное прилагательное + качественное прилагательное + существительное, а также качественное прилагательное + относительное прилагательное + существительное (порядок слов можно менять). Составляя словосочетания первого вида, опишите клюв, крылья, лапки, хвост голубей. Составляя словосочетания второго вида, учтите размер, возраст, оперение, выносливость, предназначение, среду обитания птиц.

Задание 3. Опишите характер каждой птицы, используя подходящие определения.

Независимый, неприхотливый, осторожный, сдержанный, скрытный, смелый, неуживчивый, гордый, кроткий, важный, спокойный, драчливый.

Задание 4. Прочитайте текст. Кратко перескажите. Найдите неоднородные определения и объясните постановку знаков препинания.

Голубь – символ чистоты, кроткого нрава, также нежности и любви. В ряде традиций голубь выступает как небесный вестник и как символ души умершего. Так, по поверью славян, душа умершего превращается в голубя. Кроме того, он является жертвенным животным.

Белый почтовый голубь, извещавший греческие полисы о победе Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира с оливковой ветвью в клюве, так как во время игр в Греции объявлялся мир. Античную символику воскресил художник Пикассо, нарисовав для Всемирного конгресса мира белого махрового почтового голубя. (По В.В. Адамчику)

Задание 5. Найдите в тексте и выпишите однородные и неоднородные определения в составе словосочетаний. Объясните постановку знаков препинания.

Канюк – крупная хищная птица, заметно крупнее вороны, с заостренным крючковатым клювом. Окраска у него простая: от серовато-охристой до темно-бурой, низ более светлый, с продольными пестринами. Короткий закругленный хвост в поперечных полосах. У летящей птицы снизу широких крыльев видна светлая полоса. (В.Д. Ильичев)

Задание 6. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Подчеркните волнистой линией однородные определения и прямой чертой – неоднородные.

У камышевки тонкий заостренный клюв коричневатое сверху и серовато-охристое снизу оперение. Стройная подвижная, она быстро и маневренно перемещается в кронах и кустарнике ведет скрытный образ жизни хотя и не боится человека. Активна в светлое и ночное время. (По В.Д. Ильичеву)

6. Формулирование цели занятия.

7. Обобщение.

– Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны или с разных сторон? (С одной стороны.) При этом прилагательные чаще всего относятся к какому разряду? (Это качественные прилагательные.)

– Когда однородные определения перечисляют признаки разных предметов? Приведите пример.

– Верно ли, что неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон? (Верно.)

– При каком условии между согласованными определениями ставится запятая? (Если они однородные.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Прочитайте и перескажите по учебнику параграф, выберите и письменно выполните одно упражнение.

Дополнительный материал для контроля и коррекции: работа с текстами В.Ильичева (6-й вариант адаптирован).

1) Прочитайте текст.

2) Определите тип и стиль речи.

3) Найдите и выпишите однородные и неоднородные определения, укажите их признаки. Объясните знаки препинания.

Вариант 1

Белый аист – крупная, статная птица с черными на концах крыльями, удлиненным красным клювом и красными ногами.

Аист много ходит по земле, хорошо летает, прерывая полет парением. Не имея голоса, он характерно трещит клювом.

Обитает эта птица в степной и лесостепной зоне западной части России. Охотно селится в населенных пунктах, на полях и в болотистых лугах. Зимует в Африке. Гнезда белый аист устраивает на столбах, крышах домов или больших деревьях.

Его пища – лягушки, мыши, насекомые.

Вариант 2

Кто же не видел эту умную и осторожную птицу! Черноголовая, с заостренным черным клювом, черными сильными ногами и закругленным хвостом. Снизу она серая, такого же цвета шея и спина.

Удивительно, но серая ворона относится к певчим птицам, хотя назвать пением ее неблагозвучное пронзительное карканье, щелканье и треск трудно. Она хорошо летает, быстро ходит по земле, ловко лазает по ветвям. Много времени проводит в кронах деревьев и на зданиях. Ведет оседлый образ жизни, предпринимает кочевки в осенне-зимний период.

Вариант 3

Конек лесной – изящная птичка, мельче и стройнее воробья, с тонким прямым и заостренным клювом, длинными ногами, слабо вырезанным хвостом. Летом ее спинка покрыта глинисто-сероватыми пятнами и пестринами. Брюшная сторона охристо-желтоватая, с широкими пестринами на зобе и груди. Ноги розовые, задний палец с удлиненным и изогнутым когтем. Крайние перья хвоста белые.

Вариант 4

Несмотря на такое непочтительное название, пустельга – хищник, хотя и мелкий, размером с голубя. Это птица с длинным ступенчатым хвостом, широкими закругленными крыльями, заостренным крючковатым клювом. У самцов голова, хвост и надхвостье сизые, крылья и спина в черных пятнах, хвост серый, с черной и белой каймой на вершине, нижняя сторона охристая, с бурыми продольными пятнами. У самки верх бурый, с поперечным рисунком на спине, плечах и хвосте, голова с продольными полосами.

Вариант 5

Трудно представить себе человека, который не знает синицу! Вот она: чуть меньше воробья, с прямым заостренным клювом, недлинными цепкими ножками. Верх головы у синицы блестящий, черный, затылок и щеки белые, спина зеленоватая, желтый низ с черной продольной полосой, широкой у самцов и узкой у самок. На серо-голубом крыле светлая поперечная полоса, крайние перья хвоста белые. Эта подвижная, ловкая птица, активная днем, много времени проводит в кронах деревьев, в кустарниках, на земле. Человека не боится, особенно детей.

Вариант 6

Зимнюю природу украшают наши любимцы – красавцы снегири. Обыкновенный снегирь крупнее воробья. У него толстый, короткий, сильно вздутый черный клюв. Оперенье мягкое, длинное, густое. Хвост черный, прямообрезанный. Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. У самцов низ ярко-красный, у самок – беловато-серый, у обоих темя, лоб, щеки, крылья и хвост блестяще-черные. Спина серая, низ брюшка, надхвостье и подхвостье белые.

Т.В. СЕНЮШКИНА,
лицей “Сигма”,
г. Барнаул

Эта статья поможет вам обобщить все ваши знания по теме "однородные члены предложения".

Однородные члены - слова, которые относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос. Однородными могут быть любые члены предложения: подлежащие, сказуемые, второстепенные члены.

Как найти в предложении однородные члены

Чтобы найти однородные члены, нужно сначала найти главные члены, а затем составить все возможные словосочетания и выделить те слова, которые зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос.

Однородные члены могут быть связаны между собой интонацией перечисления с союзами (и, а, но, да и другие), либо только интонацией перечисления (без союзов). Однородные члены в предложении графически отмечают, рисуя кружок над каждым однородным членом.

Пример простого предложения с однородными подлежащими:

О О О
Метели , снега и туманы покорны морозу всегда.

(Что?) метели, снега, туманы (каковы?) покорны. Это тот случай, когда однородные члены поясняются одним членом предложения.

Пример простого предложения с однородными сказуемыми:

О О
Старушка сорвала с грядки и подала Жене очень красивый цветок...

Старушка (что сделала?) сорвала. Старушка (что сделала?) подала. Однородные сказуемые относятся к одному и тому же члену предложения - подлежащему.

Пример простого предложения с однородными второстепенными членами:

О О
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.

Пора (какая?) короткая. Пора (какая?) дивная. Короткая, дивная - однородные второстепенные члены, а точнее - однородные определения.

Зачастую ученик принимает за однородные члены предложения неоднородные, возникает путаница и в запятых. Поэтому стоит обратить внимание на те слова, которые похожи на однородные члены, но ими не являются.

Не являются однородными членами предложения

  • повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость. Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения. Примеры:

Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились. Белые ромашки бегут под его ногами назад, назад;

  • повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так. Примеры:

верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать;

  • сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный, например:

возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю;

  • устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!). Примеры:

ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк, и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и эдак, и туда и сюда, ни больше ни меньше, ни жив ни мёртв, ни да ни нет, ни днём ни ночью, ни конца ни края, ни пуха ни пера, ни тот ни другой, ни прибавить ни убавить.

Однородные и неоднородные определения

В начальной школе не учат различать однородные определения и неоднородные определения. А между тем это важно, ведь в первом и втором случае запятые ставятся по-разному.

Однородные определения обозначают признаки разных предметов (английский, французский язык) или схожие признаки одного предмета (скучный, утомительный день).
Неоднородные определения характеризуют предмет или явление с различных сторон, часто выражено сочетанием качественного и относительного прилагательных (прекрасный струнный оркестр) либо качественными прилагательными разных смысловых групп (холодные крупные капли). Неоднородные определения стоят только перед определяемым словом.

Различие между однородными и неоднородными определениями заключается в следующем:

  • каждое из однородных определений относится непосредственно к определяемому слову;
  • первое определение из пары неоднородных относится к последующему словосочетанию.

Небольшая хитрость: если между определениями можно вставить без потери смысла союз и , то они однородные. Между неоднородными вставка и невозможна.

Стекла играют огоньками, точно мелкими драгоценными камнями.

Союз и вставить нельзя (мелкими драгоценными камнями ). Драгоценными камнями (какими?) мелкими. Интонации перечисления нет. Это неоднородные определения.

О О
В прихожей холодно, и пахнет сырой, промерзлой корой дров.

Возможна вставка союза и (сырой и промерзлой корой ). Есть интонация перечисления. Это схожие признаки одного предмета, они характеризуют предмет с одной стороны. Это однородные определения.

  • Не являются однородными определения-прилагательные, характеризующие предмет или явление с различных сторон.

Большие стеклянные двери были распахнуты настежь.

Большие стеклянные - обозначение размера и материала, это не однородные члены.

В моем архиве нашлась желтенькая школьная тетрадка, написанная беглым почерком.

Желтенькая школьная - обозначение цвета и предназначения, не однородные члены.

Но иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.

О О О
Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).

  • Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались первых теплых дней.

Как ставить запятые между однородными членами

Теперь, когда мы научились находить однородные члены и отличать их от неоднородных, потренируемся в расстановке запятых.

Однородные члены предложения могут соединяться при помощи союзов и без помощи союзов.

  1. Если между однородными членами нет союзов, то ставится запятая.
  2. Перед союзами а, но, да в значении но , зато , однако в значении но между однородными членами всегда ставится запятая.
  3. Если однородные члены соединяет одиночный союз и, да в значении и, или, либо, то перед ним запятая не ставится.
  4. Если однородные члены соединяют повторяющиеся союзы и...и, ни... ни, или... или, либо... либо, то... то, не то... не то, то между ними запятая ставится . То есть, если союзы повторяются, то знаки препинания ставятся так же, как при бессоюзной связи. Запятая ставится между всеми однородными членами и в том случае, когда только часть их связана повторяющимися союзами, а остальные соединяются бессоюзной связью.
  5. В случае составных союзов (если не..., то; если не..., так; хотя..., но и; как..., так и; не только..., но и; не столько..., сколько; настолько..., насколько; не то что..., а; не то чтобы..., а) запятая между однородными членами ставится .

Между не однородными определениями запятая не ставится.

Если однородные члены разделяются запятой, то запятые ставятся только между ними.

О О О
Но я любил взлетанье птиц, и лодку, и на лодке вёсла.
О, и О, и О

Запятые стоят только между однородными членами (взлетанье, лодку, вёсла). Перед словом взлетанье нет запятой, потому что это первый из однородных членов.

О О О О
Смотрит солнце с небес, и блестит , и горит , по полям и лугам разливается .
О, и О, и О, О

Перед первым повторяющимся союзом и стоит запятая, потому что этот союз стоит между однородными членами (смотрит, блестит).

О О О
Я рассказал и про собаку, и про слонёнка, и про маленькую лань.
и О, и О, и О

Перед первым повторяющимся союзом и не стоит запятой, потому что он находится не между однородными членами, а перед первым из них.

Запятые в простых предложениях с однородными членами без союзов

  • Если союзов нет, между однородными членами всегда ставятся запятые. Пример:

О О О
Река раскинулась , течёт , грустит лениво...

Запятые в простых предложениях с однородными членами, соединенными одиночным союзом

  • Если союз и, да в значении и, или, либо одиночный, запятая перед ним не ставится.

О О
Ветки берёз и тополей глядят из сада.

О О О О
Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс!

  • Если между однородными членами стоит союз а, но, да в значении но , зато , однако в значении но , то есть противительный союз, то перед ним всегда ставится запятая.

О О
Не род, а ум поставлю в воеводы (Пушкин).

Союз однако следует отличать от вводного слова однако : союз можно заменить на синонимичный союз но. Если однако является союзом, то запятая ставится только перед ним.

О О
Задача была нетрудной, однако трудоёмкой. (Задача была нетрудной, но трудоёмкой.)

Если однако является вводным словом, то запятые ставятся с двух сторон.

Он, однако, остался спокоен.

Запятые в простых предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами

  • Запятая ставится перед повторяющимися союзами только между однородными членами.

О О О
Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

О О О
Я обращал внимание и на крик птиц, и на их песни, и на полёт.

О О О О
Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники.

  • Запятая ставится между всеми однородными членами даже когда только часть их связана повторяющимися союзами, а остальные соединяются без помощи союзов.

О О О О О
Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив (Пушкин).

  • Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только перед парными группами.

О О О О
Я счастлив и силён, свободен и молод (Брюсов).

  • Парные союзы могут соединяться повторяющимся союзом и.

О О О О
Мины рвались и близко и далеко, и справа и слева.

  • При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая может не ставиться, если однородные члены образуют тесное смысловое единство (пояснительных слов такие однородные члены не имеют):

и братья и сёстры, и родители и дети, и тело и душа, и стихи и проза, и дни и ночи, и ножи и вилки и др.

Наиболее часто такие единства образуют антонимы:

и слава и позор, и любовь и ненависть, и радость и горе.

  • Иногда союз и кажется повторяющимся, но на деле это одиночные союзы, соединяющие однородные члены разных групп.

О О О О
Дома и на работе он искал и не находил покоя.

Первый союз и связывает однородные обстоятельства места: дома и на работе; второй союз и связывает однородные сказуемые: искал и не находил; поэтому каждый из этих союзов - одиночный, запятая не ставится.

Составные союзы

  • Однородные члены с составными союзами (если не..., то; если не..., так; хотя..., но и; как..., так и; не только..., но и; не столько..., сколько; настолько..., насколько; не то что..., а; не то чтобы..., а) разделяются только одной запятой, которая ставится перед второй частью союза.

О О
Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.

Союзы а также , а то и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Обратите внимание, что после второго однородного члена предложения с таким союзом запятая не ставится (вспоминаем, что запятая ставится только между однородными членами). Например:

О О
Бывает трудно, а то и невозможно сразу разобраться в подобной ситуации.

Однородные члены в предложениях с обобщающим словом

В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом: если обобщающее слово перед однородными членами - после него ставим двоеточие; если после однородных членов или предложение продолжается - после однородных членов ставим тире.

  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Пример:

Желтые кленовые листья лежали всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин.

  • Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. Пример:

На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья.

  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.

О О О
Всюду:
на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья.

С однородными членами в простых предложениях разобрались. Но как правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с однородными членами? Рассмотрим подробнее.

Сложные предложения с однородными членами

Чтобы правильно расставить запятые в сложно предложении с однородными членами, действуйте по алгоритму. Для начала определяем основы каждой части сложного предложения. Ставим между частями запятые. Теперь представьте, что каждая часть - это простое предложение. Находим однородные члены и расставляем запятые по приведенным выше правилам. Пример:

Находим главные члены:

Маленькая девочка стояла на шаре и потом вдруг побежала но шар завертелся под её ногами и она снова поехала вокруг арены.

Видим 3 основы: Девочка стояла, побежала. Шар завертелся. Она поехала. Это сложное предложение, состоящее из трех частей. Ставим между ними запятые.

Маленькая девочка стояла на шаре и потом вдруг побежала, но шар завертелся под её ногами, и она снова поехала вокруг арены.

Находим однородные члены (стояла и побежала). Определяем, нужны ли запятые между однородными членами. Они соединены одиночным союзом и. Запятая между ними не нужна. Получилось:

О О
Маленькая девочка стояла на шаре и потом вдруг побежала, но шар завертелся под её ногами, и она снова поехала вокруг арены.

Еще один пример:

Кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты и она одела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре.

Находим основы. Кто-то подал; она одела и стала кружиться - 2 основы. Значит, это сложное предложение, состоящее из двух частей. Ставим между ними запятую.

Кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она одела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре.

Теперь находим однородные члены. В первой части однородных членов нет. Во второй части есть однородные сказуемые одела и стала кружиться . Она (что сделала?) одела. Она (что сделала?) стала кружиться. Однородные сказуемые соединены одиночным союзом и. Запятая перед ним не ставится.

Еще есть однородные второстепенные члены на туфельки и на руки . Одела (куда?) на туфельки. Одела (куда?) на руки. Они тоже соединены одиночным союзом и. Запятая не ставится. Итог:

Кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты,

О О О
и она одела их себе на туфельки и на руки и снова
О
стала медленно кружиться на шаре.

И закрепим:

Девочка вдобавок умела светиться в темноте и она медленно плыла по кругу и светилась и звенела.

Выделяем основы. Девочка умела; она плыла/ светилась / звенела - 2 основы. Это сложное предложение из двух частей. Ставим между ними запятую.

Девочка вдобавок умела светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу и светилась и звенела .

В первой части однородных членов нет, её не трогаем. Во второй есть однородные сказуемые, соединенные повторяющимся союзом и, значит ставим между однородными членами запятые.

Девочка вдобавок умела светиться в темноте,
О О О
и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела.

Как видите, главное правильно определить основы и найти однородные члены, а уж расставить запятые проще простого!

А теперь потренируемся самостоятельно составлять предложения с однородными членами и правильно расставлять знаки препинания.

Распространенные ошибки при расстановке запятых в предложениях с однородными членами

Самая частая ошибка - запятую в простом предложении ставят не МЕЖДУ однородными членами, а перед первым из них или за последним из них. Запятая ставится МЕЖДУ однородным членами.

Вторая ошибка - "не отделяют мух от котлет", не дифференцируют части сложного предложения и однородные члены.

Будьте внимательны, расставляйте запятые по приведенному у нас на 7 гуру алгоритму и все получится!

Составьте несколько простых предложений с однородными членами

Мы приведем примеры, а вы по аналогии придумайте ещё пару-тройку похожих предложений.

О О О О
На лугу росли ромашки , васильки , колокольчики и незабудки .

О О
Собака скулила и лаяла от радости.

О О О
Осень была золотой, солнечной, теплой.

Несколько сложных предложений с однородными членами

О О
Кот влез на крышу будки, а собака пыталась подпрыгнуть и поймать его.

О О
Погода стояла ясная, солнечная, и ребята гуляли до самого вечера.

Неправильная постановка знаков препинания - одна из типичных ошибок, допускаемых в письменной речи. К числу наиболее сложных обычно относят постановку запятых в предложениях, где есть неоднородные или однородные определения. Только четкое представление об их особенностях и различиях помогает сделать запись правильной и хорошо читаемой.

Что такое определение?

Это обозначающий признак, свойство или качество предмета, обозначаемого существительным. Чаще всего выражается именем прилагательным (белый шарф ), причастием (бегущий мальчик ), местоимением (наш дом ), порядковым числительным (второе число ) и отвечает на вопросы "какой?" "чей?". Однако возможны случаи употребления в качестве определения имени существительного (платье в клетку ), глагола в форме инфинитива (мечта о возможности летать ), прилагательного в простой сравнительной степени (показалась девушка постарше ), наречия (яйцо вкрутую ).

Что такое однородные члены

Определение данного понятия дается в синтаксисе и касается строения простого (или предикативной части Однородные члены выражаются словами одной части речи и одинаковой формой, зависят от одного и того же слова. Следовательно, они будут отвечать на общий вопрос и выполнять в предложении одинаковую синтаксическую функцию. Однородные члены связываются между собой сочинительной или бессоюзной связью. Также нужно отметить, что обычно возможна их перестановка в составе синтаксической конструкции.

Опираясь на приведенное выше правило, можно сказать, что однородные определения характеризуют предмет на основе общих (похожих) признаков, качеств. Рассмотрим предложение: «В саду над своими собратьями-цветами гордо возвышались белые, алые, бордовые бутоны еще не распустившихся роз ». Используемые в нем однородные определения обозначают цвет, а значит, характеризуют предмет по одинаковому признаку. Или другой пример: «Вскоре над изнывающим от жары городом нависли низкие, тяжелые тучи ». В этом предложении один признак логически связан с другим.

Неоднородные и однородные определения: отличительные признаки

Этот вопрос часто вызывает сложности. Чтобы разобраться в материале, рассмотрим подробнее, какими признаками обладает каждая группа определений.

Однородные

Неоднородные

Каждое определение относится к одному определяемому слову: «Со всех сторон раздавался веселый, безудержный смех детишек »

Ближайшее определение относится к существительному, а второе к получившемуся сочетанию: «В это морозное январское утро долго не хотелось выходить на улицу »

Все прилагательные, как правило, качественные: «На плече Катюши висела красивая, новая сумка »

Сочетание с относительным или с местоимением, причастием, числительным: большой каменный замок, мой хороший знакомый, третий междугородний автобус

Можно вставить соединительный союз И: «Для поделки понадобились белые, красные, (И) синие листы бумаги »

Невозможно употребление с И: «В одной руке Татьяны была старая в другой она держала авоську с овощами »

Выражены одной частью речи. Исключение: прилагательное+причастный оборот или несогласованные определения, стоящие после существительного

Относятся к разным частям речи: «Наконец-то дождались первого легкого морозца (числительное+прилагательное) и отправились в дорогу »

Это главные признаки, знание которых позволит без труда различать предложения с однородными определениями и неоднородными. А значит, правильно расставлять знаки препинания.

Кроме того, выполняя синтаксический и пунктуационный анализ предложения, нужно помнить о следующих важных моментах.

Определения, которые всегда однородны

  1. Стоящие рядом имена прилагательные характеризуют предмет по одному признаку: размеру, цвету, географическому положению, оценке, ощущениям и т.п. «В книжном магазине Захар заранее приобрел справочники по немецкой, итальянской, французской культуре ».
  2. Употребленная в предложении группа синонимов: они один и тот же признак называют по-разному. «С раннего утра все в доме пребывали в веселом, праздничном настроении, вызванном вчерашней новостью ».
  3. Определения, стоящие после имени существительного, за исключением терминов, таких, как кран мостовой грейферный. Например, у А. Пушкина в стихотворении находим: «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит ». В этом случае каждое из прилагательных относится непосредственно к имени существительному, при этом логически выделяется каждое определение.
  4. Однородные члены предложения представляют собой смысловую градацию, т.е. обозначение признака по нарастанию. «Сестры, охваченные радостным, праздничным, лучезарным настроением, не могли больше скрывать эмоций ».
  5. Несогласованные определения. Например: «В комнату бодро вошел высокий человек в теплом свитере, с сияющими глазами, завораживающей улыбкой ».

Сочетание одиночного прилагательного и причастного оборота

Нужно остановиться также на следующей группе определений. Это употребленные рядом и относящиеся к одному существительному прилагательное и причастный оборот. Здесь пунктуационное оформление зависит от положения последнего.

Однородными практически всегда являются определения, соответствующие схеме "одиночное прилагательное + причастный оборот". Например, «Вдали виднелись темные, возвышающиеся над лесом горы ». Однако если причастный оборот употреблен перед прилагательным и относится не к существительному, а ко всему сочетанию, правило «знаки препинания при однородных определениях» не работает. Например, «На влажную землю плавно опускались кружащиеся в осеннем воздухе желтые листья ».

Нужно учитывать еще один момент. Рассмотрим такой пример: «Посреди густых, потемневших в сумерках, развесистых елочек с трудом можно было разглядеть узенькую тропку, проложенную к озеру ». Это предложение с обособленными однородными определениями, выраженными причастными оборотами. Причем первое из них располагается между двумя одиночными прилагательными и уточняет значение слова «густых». Потому по правилам оформления однородных членов выделяется на письме знаками препинания.

Случаи, когда запятая не обязательна, но предпочтительна

  1. Однородные определения (примеры их часто можно найти в художественной литературе) обозначают разные, но обычно сопровождающие друг друга причинные признаки. Например, «На ночных, (можно вставить ПОТОМУ) пустынных улочках отчетливо виднелись длинные тени от деревьев и фонарей ». Другой пример: «Вдруг до слуха старика донеслись оглушительные, (ПОТОМУ) страшные удары грома ».
  2. Предложения с эпитетами, дающими разноплановую характеристику предмету. Например, «И теперь, глядя на большое, Лужина, она... исполнилась... жалости » (В. Набоков). Или у А. Чехова: «Наступила дождливая, грязная, темная осень ».
  3. При употреблении прилагательных в переносном значении (близки к эпитетам): «Большие, рыбьи глаза Тимофея были грустны и внимательно смотрели прямо перед собой ».

Подобные однородные определения - примеры это показывают - являются прекрасным средством выразительности в художественном произведении. С их помощью писатели и поэты подчеркивают отдельные значимые детали в описании предмета (лица).

Исключительные случаи

Иногда в речи можно встретить предложения с однородными определениями, выраженными сочетанием качественного и относительного прилагательных. Например, «Еще недавно на этом месте стояли старые, низкие дома, теперь же красовались новые, высокие ». Как показывает данный пример, в подобном случае выделяются две группы определений, относящихся к одному существительному, но имеющих противоположное значение.

Еще один случай касается определений, связанных между собой пояснительными отношениями. «Совсем другие, чужие мальчику звуки послышались из открытого окна ». В этом предложении после первого определения будут уместны слова «а именно», «то есть».

Правила постановки знаков препинания

Здесь все зависит от того, как связаны между собой однородные определения. Запятые ставятся при бессоюзной связи. Пример: «На крыльце сидела на стуле невысокая, морщинистая, горбатая старуха, молча указавшая на раскрытую дверь ». При наличии сочинительных союзов («как правило», «и») знаки препинания не нужны. «Бабы в белых и синих домотканых рубахах всматривались в даль, надеясь узнать приближавшегося к ним всадника ». Таким образом, на данные предложения распространяются пунктуационные правила, применимые ко всем синтаксическим конструкциям с однородными членами.

Если определения неоднородные (их примеры рассмотрены в таблице), запятая между ними не ставится. Исключение с сочетаниями, допускающими двоякое толкование. Например, «После долгих споров и размышлений было решено прибегнуть к другим проверенным методам ». В данном случае все зависит от значения причастия. Запятая ставится, если перед словом «проверенными» можно вставить «а именно».

Заключение

Анализ всего вышесказанного подводит к выводу, что пунктуационная грамотность в большей степени зависит от знания конкретного теоретического материла по синтаксису: что такое определение, однородные члены предложения.

Без определений, объясняющих свойство и качество предмета, человеческая речь была бы «сухой» и неинтересной. Все, что имеет признак, в предложениях передается с помощью определений. Именно описание предметов создает наше знание о нем и отношение к нему: вкусный плод, горький опыт, красивый человек, белый и пушистый кролик и т. д. Подобные пояснения, характеризующие предметы помогают лучше их понять.

Понятие однородных членов

Для большего раскрытия содержания предложения или усиления какой-либо его части часто используют предложений. Они отвечают на один вопрос и поясняют один и тот же член предложения или относятся к нему. Однородные члены абсолютно самостоятельные и связываются в предложении либо перечислительной интонацией, либо Редко их могут связывать передающие смысл уступки или причины происходящего.

Например:

Однородными одинаково могут быть все члены предложения как второстепенные, так и главные. Трудности при расстановке знаков препинания часто вызывают сомнения в их однородности. Чтобы знать, когда запятые нужны, а когда нет, следует понять, что различает однородные и неоднородные определения.

Определения неоднородные и однородные

Однородными считаются определения, относящиеся к одному члену предложения или которые характеризуют его, и отвечают на один вопрос. Между однородными определениями ставятся запятые, так как они описывают предмет с какой-либо стороны либо перечисляют его разновидности, например:


Неоднородные определения дают описание предмета с разных сторон, характеризуя по различным его качествам.

Этим и отличаются однородные и неоднородные определения. Примеры показали, что однородные разделяются по признакам и условиям, которые они характеризуют. Также им свойственна перечислительная интонация.

Неоднородные определения

По способу выражения признаков и по месту в предложении можно разделить однородные и неоднородные определения.

К неоднородным относятся:

  • Определения, которые характеризуют или раскрывают свойства предмета с разных сторон. При этом могут перечисляться различные его качества - форма, цвет, ширина, высота, материал и т. д. Например: длинный черный шарф был несколько раз обернут вокруг шеи (определения указывают на длину и цвет предмета).
  • Определения, состоящие из сочетания качественного и относительного прилагательных. Например: девочка сняла с руки красную шерстяную варежку и погладила котенка («красную» - качественное прилагательное, характеризующее цвет, «шерстяную» - относительное, указывающее на материал).
  • Определения, представленные качественными прилагательными, входящими в разные смысловые группы. Например: его веселые зеленые глаза прищурились (два качественных прилагательных характеризуют определяемое слово с разных сторон).

Еще одним признаком, различающим однородные и неоднородные определения (примеры это наглядно демонстрируют), является отсутствие перечисляющей интонации, когда они раскрывают в предметах их различные свойства.

Основные признаки однородности

Чтобы определить, к какому виду относятся определения в предложении, следует знать, какие именно признаки предмета они могут характеризовать. В разделе «Однородные и неоднородные определения» (8 класс) даются основные признаки, указывающие на однородность:

  • перечисление качеств различных предметов: осины украсились желтой, пурпурной и красной листвой, березы - золотой (определения характеризуют различную по цвету листву);

  • раскрытие признаков предмета, с одной стороны, или состояния: по листве зашуршал теплый, тихий, неспешный дождик (однородные определения передают состояние дождя);
  • каждое следующее определение раскрывает или дополняет значение предыдущего: каждый сентябрь лес ненадолго преображается, приобретая особенный, яркий, неповторимый вид (последующее определение раскрывает смысл предыдущего);
  • между определениями можно подставить союз и: на столе лежали карандашные, чернильные наброски (карандашные и чернильные наброски);
  • когда они передают разные признаки предмета, объединенных в общем контексте единым свойством: воспаленные красные глаза (красные из-за воспаления);
  • когда они стоят после определяемого слова: мы сразу присмотрели себе елку пушистую, высокую, стройную (определяемое слово «елку», после которого идут описывающие его определения);
  • когда этот второстепенный член предложения является прилагательным и идущим за ним из печи достали ароматный, подрумяненный каравай.
  • Еще отличают однородные и неоднородные определения знаки препинания в предложении. При однородных второстепенных членах они ставятся всегда.

    Знаки препинания при однородных определениях

    Важно правильно определять ставить или нет знаки препинания, когда в предложении есть однородные и неоднородные определения. Урок (8 класс), посвященный этой теме, дает следующие примеры расстановки запятых:

    • Когда однородные определения выражены одиночным прилагательным и идущим за ним причастным оборотом, то между ними ставится запятая: сын протянул маме большой, собранный им букет из полевых цветов.

    • Когда они перечисляют признаки различных предметов, например: красные, желтые, оранжевые, синие цветы, нарисованные детьми на сером заборе, сделали его праздничным.
    • Когда перечисляются разные свойства одного предмета, указывая на одно из его свойств: холодные, твердые шарики мороженого были разного цвета.
    • Когда все однородные определения относятся к одному слову и между ними можно поставить союз и: он ответил честным, спокойным взглядом (честным и спокойным взглядом).
    • Когда они расположены непосредственно после определяемого слова: он увидел девушку изящную, хрупкую, нежную.
    • Когда перечисляют синонимичные свойства предмета в едином контексте: разразился бурный, ревущий, оглушительный шторм.
    • Когда есть признаки, обусловленные взаимной зависимостью: сильный, затяжной ливень (затяжной из-за того, что сильный).
    • Запятые не ставятся, если однородные и неоднородные определения разделены сочинительным союзом и. Например: красные и желтые шары (однородные определения); дом был большой и каменный (неоднородные определения).

      Дополнительные признаки однородности и неоднородности

      Кроме основных, есть дополнительные признаки, указывающие на то, что определения однородные. либо стихотворным формам, связанным требованиями рифмы, либо терминологии. В подобных речевых конструкциях определения, даже стоявшие после определяемого ими предмета, могут быть неопределяемыми. Например:


      Однородные и неоднородные определения (упражнения это подтверждают) могут переходить из одного качества в другое. Например, когда одно определение стоит перед другим, составляющим с предметом единое словосочетание: длинный железнодорожный состав.

      Особая разновидность определений

      К особой разновидности относятся определения, которые связывают пояснительные отношения. В этом случае легко определить, где однородные и неоднородные определения. Тест для их различия заключается в подстановке союзов «а именно» и «то есть».

      • Совсем другое, интересное наступило время (другое, а именно интересное).
      • Пьеса получила новое, самобытное звучание (новое, то есть самобытное).

      Между однородными определениями, связанными пояснительными условиями, ставится запятая.

      Примечание

      Как показывает правила, у них могут быть исключения или примечания, что и подтверждает изучение темы «однородные и неоднородные определения». Урок в 11 классе знакомит учащихся с примечанием на эту тему. Как однородным, так и неоднородным определениям свойственно менять смысл предложения, например:

      • На улицах города появились новые, желтые такси (прежние не были желтыми).
      • На улицах города появились новые желтые такси (увеличилось количество желтых такси).

      В первом примере акцент на то, что такси в городе стали желтыми. Во втором, что среди желтых такси появились новые машины.

      Двоякая пунктуация

      В зависимости от того, какую интонацию применяет говорящий, в некоторых словосочетаниях определение, следующее за первым, может стать не однородным, а пояснительным. Например:

      • К результату привели новые проверенные методы (до этого этих методов не было).
      • К результату привели новые, проверенные методы (предыдущие методы не были проверенными).

      Во втором примере можно подставить союзы «то есть» и «а именно», поэтому ставится запятая и меняется интонация.

Простые предложения с осложнённой структурой многообразны. Они могут содержать:

1) однородные члены;
2) обособления;
3) вводные слова и предложения и вставные конструкции;
4) обращения.

Здесь рассматривается осложнение структуры предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.
Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.

Я люблю мороженое.

Я люблю мороженое, шоколад, печенье и торты.

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

(простое двусоставное распространённое предложение)

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

(простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами)

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства.

В зале были мальчишки, девчонки и их родители.

(мальчишки, девчонки и их родители - однородные подлежащие)

Девочка воспитанна и прекрасно образованна.

(воспитанна и образованна - однородные сказуемые)

Я любил книжки, конструкторы и мультфильмы.

(книжки, конструкторы, мультфильмы - однородные дополнения)

Все дни мы проводили в лесу или на речке.

(в лесу, на речке - однородные обстоятельства)

Был ясный, жаркий, по-настоящему летний день.

(ясный, жаркий, летний - однородные определения)

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.

Девочка отвечала на экзамене бойко, толково, прекрасным языком.

(однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком )

Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли.

(однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли )

Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по- разному оформлено пунктуационно.

Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.

Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Маша, Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали.

(Маша, Серёжа и Петя - однородные подлежащие - 1-й ряд однородных членов)
(сидели и рисовали - однородные сказуемые - 2-й ряд однородных членов)

§2. Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Ряды однородных членов могут иметь при себе слова с обобщающим значением, относящиеся ко всем словам ряда. Это обобщающие слова . Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены.

Обобщающие слова - это слова, обозначающие:

  • родовые и видовые понятия:

    В комнате стояла незамысловатая мебель: старый диван, стол, два стула.

    (обобщающее слово - мебель);

  • слова: все , всё , всегда , повсюду , всюду , везде и др., передающие идею всеобщности:

    Вещи были разбросаны повсюду: на полу, на стульях, на кровати, на столе.

В предложении обобщающие слова могут быть как перед, так и после рядов однородных членов. Сравните с примером выше:

На полу, на стульях, на кровати, на столе - вещи были разбросаны повсюду.

От места, которое занимают обобщающие слова, зависит пунктуация предложений .

§3. Различение однородных и неоднородных определений

Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, по одному признаку, например по размеру, цвету, форме, материалу. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, по разным признакам.

В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка.

(весёлая, смеющаяся - однородные определения, выражающие настроение, состояние)

В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка.

(маленькая и смеющаяся - неоднородные определения)

В вазе стояли красные, оранжевые и желтые цветы.

(красные, оранжевые и желтые - однородные определения, обозначающие общий признак - цвет)

В вазе стояли крупные красные душистые цветы.

(крупные, красные, душистые - прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения)

Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи, например:

В конце ноября выпал первый лёгкий снежок.

(слова первый и лёгкий относятся к разным частям речи: первый - числительное, лёгкий - прилагательное; они не образуют ряда однородных членов)

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос?

  2. Равноправны ли однородные члены предложения?

  3. Верно ли, что однородные члены соединены подчинительной связью?

  4. Возможны ли предложения с несколькими рядами однородных членов?

  5. Ограничено ли количество однородных членов?

  6. Верно ли, что однородные члены не могут соединяться сочинительными союзами?

  7. Как называется слово с обобщающим значением, которое могут иметь при себе однородные члены?

    • обобщающее слово
    • обращение
    • обстоятельство
  8. Всегда ли обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены?

  9. Под ногами шуршали сухие жёлтые осенние листья .?

    • однородные определения
    • неоднородные определения
  10. Какие определения в предложении: Кусты под окном покрылись красными, жёлтыми, оранжевыми листьями. ?

    • однородные определения
    • неоднородные определения