Кто написал произведение утес. Анализ стихотворения «Утес. Анализ стихотворения Лермонтова «Утес»

Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт и писатель. За свою недолгую жизнь он написал произведения, которые читают и цитируют сегодня. Критики отмечают, что большинство творений напрямую связаны с биографией автора. Жизнь Михаила Юрьевича была трагической, что сказалось на его стихах.

Стихотворение «Утес» было написано еще в 1841 году. Жанр произведения - лирическая миниатюра. Автор придает деталям символическое значение. Утес, в понимании автора - символ одиночества. Именно оно и есть ведущим мотивом всего стихотворения. Это связано с жизнью Лермонтова. Он всю жизнь пытался найти себя, свой жизненный пусть. В конце своего пути поэт так и остался одиноким человеком. В своем стихотворении Лермонтов олицетворил отношение утеса и тучки:

«Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя».

Тучка символизирует ветреного человека, который ни о чем не задумывается. Ей все равно на чувства утеса. Она склонна к кратковременным чувствам, которые не могут оставить след в ее душе. Утес - мудрый человек, который страдает от того, что не может быть вечно со своей тучкой. Если посмотреть с его стороны, то можно понять, что автор хотел сказать. Одиночество - самое тяжелое, что может выпасть на судьбу человека. А мимолетные чувства никак нельзя оправдать.

Лермонтов пишет:

«Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.».

Он тоскует вместе со старым утесом. Лермонтов воплощает в этом образе страдание. Видно, что эта тема ему близка. Также, многие критики комментируют стихотворение со стороны философского начала. Тучка - это душа человека, легкая и неземная, а утес - мирская плоть. Идет противостояние между этими двумя компонентами.

Тонкая организация души не позволяет ей углубляться в жизненные проблемы. Она свободна и не может испытывать боль. Что не скажешь о теле, которое обречено на страдание без души. Ведь пустой и бездушный человек может быть пожизненно одинок. Только союз души, и тела принесут гармонию и порядок в жизнь. Спасение тела возможно только с появлением души.

«Утес» написан при помощи средств художественной выразительности. Например, в стихотворении присутствуют эпитеты(тучка золотая, старый утес), олицетворение(умчалась рано, плачет он в пустыне), метафоры(утес-великан и др.). Аллитерация и ассонанс - четко прослеживается в середине стиха. Написан в пятистопном хорее.

Многие критики называют стихотворение одним из самых центральных в творчестве Лермонтова. Он был опубликован только по прошествию двух лет со дня смерти поэта. Сейчас его учат в школах и читают на литературных вечерах. Можно сказать, что именно это стихотворение помогло Лермонтову обрести посмертную славу русского поэта.

Стихотворение “Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал. Краткий анализ “Утес” по плану покажет ученикам 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Он может использоваться на уроке литературы для объяснения материала.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.

Тема стихотворения – одиночество человека, который живет в огромном мире.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – пейзажно-философская лирика с элементами олицетворения.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с опоясывающей рифмой.

Эпитеты “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес” .

Олицетворения “ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет” .

Метафоры “грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса” .

История создания

Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

Тема

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Композиция

Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает , играя . Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Жанр

Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Средства выразительности

Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:

  • Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес” .
  • Олицетворения – “ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет” .
  • Метафоры – “грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса” .

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.

Стихотворение «Утес».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Утес» было написано М.Ю. Лермонтовым в

1841году. Напечатано оно было через два года после гибели по­эта. В.Г. Белинский считал его одним из лучших стихотворений Лермонтова.

Жанр «Утеса» – лирическая миниатюра, стиль – романти­ческий. Пейзаж здесь философски осмысливается поэтом, рождает в душе его мысли об одиночестве, кратковременности счастья.

Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. М.Ю. Лер­монтов использует прием олицетворения, изображая отноше­ния тучки и утеса. Утес-великан – символ бесконечного одино­чества. Поэтому так дорого ему редкое посещение тучки:

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

Однако тучка юна и беспечна, она не задумывается о его чув­ствах. И покинутый ею утес «тихонько плачет… в пустыне». «Оди­ночество… так велико и тягостно, что камень может заплакать… Этот ведущий мотив «прочитывается одновременно в двух пла­нах: как неразделенность любви и как непрочность человечес­ких связей вообще. В «Утесе» кратковременность чувства не нуж­дается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена не­сходством самих жизненных судеб, неизбежной разнороднос­тью духовного опыта», – замечает С.И. Кормилов.

Композиционно мы можем выделить в произведении две ча­сти (построфно). Первая часть – описание самого события, вто­рая часть – размышление о последствиях события, описание чувств утеса, вновь оставшегося в одиночестве.

Стихотворение написано пятистопным хореем. Поэт исполь­зует скромные тропы: эпитет («тучка золотая»), олицетворение («И тихонько плачет он в пустыне»).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте лири­ческих размышлений поэта-романтика о недолговечности и не­прочности счастья, об одиночестве – таких стихотворений, как «На севере диком стоит одиноко», «Листок», «И скучно и груст­но…», «Парус», «Выхожуодиня надорогу…».

Урок лит-ры 6 кл. О чем плачет утес?

Тема. "М.Ю. Лермонтов. "Утес".

Цели. Знакомство с личностью писателя через анализ его стихотворения; отработка навыков выразительного чтения .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

III . Первичное восприятие текста. Учитель читает стихотворение "Утес".

Что вы можете сказать об этом произведении? Какие чувства оно у вас вызвало?

Прочитайте его самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано – автора или рассказчика.(От лица автора).

IV. Анализ произведения.

Сколько героев в стихотворении? Утес, тучка.

Кто главный герой? Утес.

Почему? (Так называется стихотворение).

Сколько строф в стихотворении? (Две строфы).

- Сколько строк в каждой строфе? (Четыре строки).

- Как называются такие строфы? (Четверостишия).

- Перечитайте первую строфу, обратите внимание, кто из главных героев присутствует в этой части стихотворения.

Кто из героев присутствует в первой строфе? . ( Утес и тучка).

-- Кто появляется первым?. (Тучка).

- Известно ли, откуда она взялась? (Нет, она уже ночевала).

- Какая она? (Золотая).

- Почему золотая? ( Она обычная, а золотой стала от света луны).

- Большая тучка или маленькая? (Маленькая).

- Почему вы так думаете?(Тучка – суффикс -к- указывает на ее маленький размер).

- Живая ли тучка? (Да).

- Что она делала? (Ночевала).

- Где ночевала тучка? (На груди утеса).

- Почему именно на груди? (Близко к сердцу, ей, наверное, было плохо).

- А какой был утес? (Великан).

- Живой ли утес в этой части стихотворения, что он делает?

( Ничего не делает, он неживой).

-- Почему утес ничего не делает? (Боится спугнуть тучку).

Живой ли он вообще? Да.

- Утес оберегал сон тучки, но рано утром тучка исчезла. Как она это сделала? (Умчалась).

- Куда умчалась? (В путь).

- Есть ли у тучки путь? (Нет).

- Почему? (Она летит, куда ветер дует).

- Как умчалась тучка? Весело играя.

- Почему весело, как это характеризует тучку? (Она легкомысленная.)

- Перечитайте вторую строфу.

Кому она посвящена? Утесу.

- Тучка умчалась. Оставила ли она что-нибудь утесу? ( Влажный след).

Почему след влажный? Почему тучка прижималась к груди утеса?

( Она плакала, ей было плохо).

- Где остались слезы тучки? В морщине утеса.

- Почему они остались? Утес решил их сохранить.

Тучка "умчалась, весело играя...", а утес? Остался стоять.

- Как он стоит? Одиноко.

- Почему?

Что делает утес? (Задумался глубоко).

- О чем задумался?

Что еще сказано о том, как он стоит? Тихонько плачет.

- Почему он тихонько плачет? (Ведь он великан...).

Никто не должен видеть его слезы.

- О чем плачет утес?

Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит? ( В пустыне.)

Почему? Куда все исчезло? (Тучка унесла все с собой.)

Посмотрите, как все было красиво! Утес, тучка, ночь, но тучка улетела и этим разрушила все! Для утеса осталась пустыня!

Почему? Какие чувства испытывал утес к тучке? ( Он ее любил, оберегал, заботился.)

V. Физкультминутка . Под музыку дети представляют себя утесом, который бережно держит руками у сердца тучку. Но... утро – и тучка исчезает...

VI. Анализ произведения ( продолжение )

Вернемся к нашему произведению. Прочитайте теперь все стихотворение целиком и задумайтесь, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал.

Д. Чувство одиночества.

О чем это стихотворение? О самом авторе и его переживаниях.

Такие литературные произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими.
Лирика – это мир, увиденный и пропущенный через сердце человека.

Как и утес, наш поэт был одинок. В этом и состоит загадка, трагедия жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

VII. Итог урока. -Каким же был поэт, как вы поняли из его произведения?

С кем сравнивал себя поэт? Почему с утесом, который одинок, всеми покинут. Наверно, ему было одиноко, когда он писал стихотворение.

Почему он был одинок? Рядом не было любимого человека.

Когда человек может почувствовать себя одиноким?(Когда близкие уезжают, покидают нас, умирают.)

Одиночество – самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать!

VIII. Домашнее задание Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас прочитать другие его стихотворения и выучить наиболее понравившееся.

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для
всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать.
Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни.

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.