Как сделать церковное аналое своими руками. Клиросный аналой. Домашний иконостас. Как расположить иконы

По просьбе моего дорогого друга и коллеги, В. Ковальджи начинаю живописание жемчужины нашего храма, клиросного аналоя.

Клирос не только слышен, но и виден. Он находится рядом с главными святынями - иконами храма. Поэтому желательно как минимум сократить разницу между богатством иконостаса и убогостью колченогой раскладушки, подаренной (за ненадобностью) щедрым старостой каким-то клирошанам.
Я нашего старосту долбал аккуратно по два раза в неделю, пока он не понял, что сделать нужный мне аналой - это единственное средство избавиться от моего занудства. И сделал (года не прошло, чесслово!).
Наш аналой теперь составляет единый ансамбль с иконостасом. Византийский стиль переходит от южных врат к аналою как единое целое. Та же басма, икона Воскресения, все дела:

А это - наш аналой в профиль (снимок из алтаря):

То, что издалека кажется дугой, на самом деле является двумя рабочими плоскостями - для чтения и для пения. Обратите внимание на боковую стенку. Это - полочка для книги в убранном состоянии. В рабочем состоянии она выглядит иначе:

Приподнимается, под неё подсовывается деревянная подпорка, и вышедший из алтаря чтец читает (сбоку) всё, на что его благословили. Как правило - часы.

А это - наше "рабочее место":

Сверху - люкарное окошечко с крестом, через которое я отслеживаю всё, что делается на солее (и даже у жертвенника!). Два направленных светильника, которые крепятся на гибких трубочках, с 60-ваттными лампами.
Верхняя часть аналоя - две рабочие плоскости, для пения и для чтения (более пологая). Порожки сделаны из аллюминевых уголков - просто и прочно.
Нижняя часть аналоя - открытые полки с книгами (практика показала, что вековая пыль на них осесть ну никак не успевает). Верхняя полка - для нот и книг еженедельного употребления. Нижняя - для ежегодного (Минеи, Триодь).

Зазор между верхней полкой библиотеки и нижней рабочей плоскостью - очень удобное пространство для обустройства в нём "бардачка" для ручек, карандашей, ластиков, таблеток от горла и головы, камертонов, запасных лампочек, кастетов и прочей мелочи. Как только эта крышка поднимается, внутри замыкается контакт и загорается маленькая диодная лампочка, чего вполне хватает для освещения "бардачка".
Размер рабочих поверхностей таков, чтобы на них свободно умещались книги формата А4. Вот рабочее расположение книг на аналое:

А вот и я, белый и пушистый, позирую на "капитанском мостике". Это потому, что никаких чертежей-мертежей у меня, конечно, не было. Я просто нашему слесарю (это и есть наш староста) показал ладошкой: это - так, а это - эдак. Он рулеткой возле ладошки пожужжал, и всё сделал, как надо. Так что смотрите на меня и прикидывайте своим слесарям, как по вашим ростам это удобно будет:

Вот, собственно...

Внутреннее убранство каждого православного храма отличается своей уникальностью. В то же время все они объединены едиными правилами устройства для совершения богослужений. Одним из атрибутов церковной мебели является аналой. Он занимает далеко не первостепенное место в духовной жизни верующих. Однако его роль в совершении богослужений заслуживает отдельного внимания.

Краткое определение

Первые упоминания об аналое как о предмете церковной жизни встречаются в Библии, а также в древних богослужебных книгах. Само слово имеет древнегреческое происхождение и переводится как "подставка для книг".

Церковный аналой - это специальный постамент для богослужебных книг, икон или креста. Имеет четырехугольную форму. Средняя высота такого стола составляет 130-150 сантиметров. Отличительной чертой данного церковного атрибута является покатая столешница, которая делается для облегчения процесса прикладывания верующих к святыням и чтения богослужебной литературы.

Виды

Существует несколько видов аналоев, которые используются в ходе литургии. Они могут различаться по размеру, форме и внешнему виду. Несмотря на небольшие отличия, аналои, как правило, взаимозаменяемы.

В центральной части храма устанавливается одна или несколько подставок, которые называются также проскинитариями, что с греческого языка переводится как "поклонение". На них возлагают праздничные или храмовые иконы. Такие предметы часто изготавливают в виде тумб или многогранной колонны. Центральные постаменты отличаются от других видов большими размерами и богатством внешнего вида. Фото церковного аналоя, выполненного в виде проскинитария, представлено ниже.

Во время богослужения часто используются раскладные подставки. В этом случае покатая столешница изготавливается из прочной ткани, а основание - из легких деревянных опор. Такие аналои имеют небольшой вес и в сложенном виде не занимают много места. Их легко перемещать из одной части храма в другую, в зависимости от совершаемых таинств. Поэтому они являются важной составляющей церковного убранства.

Церковный хор для чтения нот и песнопений также пользуется специальной подставкой. Как правило, это небольшая столешница с наклоном, закрепленная на одной опоре. Такие аналои называют клиросными. Как и раскладные, они отличаются легкостью и мобильностью. Кроме хора, их используют священнослужители для удобства чтения богослужебных книг во время совершения литургии. Клиросный аналой может быть также выполнен в виде многогранной пирамиды. Такие подставки используются для удобства пения большим хором.

Использование

Как правило, аналоев в церкви несколько. Самым большим является центральный. Размещается такой постамент перед иконостасом. На нем находится главная икона, которая может меняться в зависимости от праздника или дня памяти святых. Перед центральным аналоем проходят молебны, крещение, венчание, соборование и прочие Во время некоторых обрядов на центральный постамент возлагается Евангелие.

Аналои с иконами особо почитаемых святых встречаются не только в центральной части, но и в других приделах храма. Такие подставки необходимы для совершения таинства исповеди, во время которой на постамент возлагается крест и Евангелие. Такие атрибуты по необходимости устанавливаются в алтаре.

Рядом с церковными аналоями, которые служат подставками для икон, зачастую стоят подсвечники, куда молящиеся ставят свечи к празднику или святым угодникам. Использовать такие подставки можно не только в церкви, но и при совершении личной молитвы мирянами и монахами.

Изготовление аналоя

Изготавливаются аналои чаще всего из дерева самых разнообразных пород. Такие подставки отличаются красиво выполненной резьбой, небольшим весом и доступной ценой. Также в христианских храмах можно встретить аналои из камня или некоторых металлов, например бронзы. Они отличаются большей устойчивостью и долговечностью, однако имеют более высокую стоимость.

При изготовлении важной деталью является устойчивость, а для переносных подставок - наличие легкости и удобства. Опора не редко выполняется в виде шкафчика. Это является важной практичной деталью, особенно в условиях небольших храмов. Таким образом, постамент выполняет несколько функций одновременно: как подставка и дополнительное место хранения некоторых церковных предметов.

Изготовить церковный аналой своими руками может даже начинающий мастер, выбрав несложную модель. Ею может стать клиросный или переносной постамент, выполненный из легких и прочной ткани.

Украшение аналоя

Церковный аналой может быть украшен разнообразно. Декор выполняется в зависимости от модели позолотой, росписью, тиснением и другими видами внешнего оформления. Деревянные модели отличаются красивой резьбой, выполненной в виде цветов или креста. Покрытие лаком добавляет благородства внешнему виду, а также надолго защищает от внешних воздействий. Столешницы постаментов зачастую покрываются бархатной тканью, замшей, сукном разных благородных цветов.

Чаще всего в храмах во время особых праздников или поста церковный аналой покрывается красивой тканью-ризой в цвет облачения священнослужителей, а также украшается живыми цветами.

Значение

Церковный аналой для православного храма имеет большое значение. Удобство в использовании и различные виды позволяют использовать такие подставки для совершения богослужений и различных Многообразие форм аналоя делает его практичным атрибутом, а красиво выполненный внешний вид - дополнительное украшение любого православного храма.

Будем делать аналой из дерева своими руками.
Аналой относится к церковной мебели и в
переводе означает подставка для книг. Так он
и используется, на аналой размещают молитвенник,
крест, или икону для общего доступа. Высота
столешницы рассчитывается для
стоящего человека.

Мне приходилось делать аналои разного вида, с полками, тумбой,
поворотные, резные, на одной ножке. Этот вариант собирается на четырех
точеных ножках.
Хотя аналой не складывается, но он достаточно легкий и его можно переносить.
В таком виде аналой можно сделать своими руками и для домашнего использования.

Корпус собирается из четырех деталей в виде короба. Крышка устанавливается
под углом, для удобства использования. Здесь угол наклона крышки 32*, наверно
угол может быть в пределах 28-35*.


Этой работе уже несколько лет, будем делать именно этот вариант.

Передняя и задняя стенки прямоугольные, но снизу выпиливается фигурная кромка
по шаблону. Боковины так же с нижней фигурной кромкой, но торцы расположены
на косую, верхний торец под углом 30-32*.

Перепад высоты составляет 270 мм. , этот расчет сделан для корпуса
размером 450/450 мм. . Похожий вариант может быть и более широким,
как на фото внизу.

Размеры деталей:
Боковины высотой 740 мм. , шириной 410 мм. , толщиной 20 мм. две штуки.
Передняя и задняя стенки высотой 470 мм. , шириной 450 мм. , толщиной 20 мм. .
Здесь фасадные стенки шире боковин на две толщины щита. Но можно сделать
и наоборот, боковины шириной 450 мм. , а фасады шириной 410 мм. .

Сверху устанавливается крышка, расчет на картинках для сплошной наклонной
крышки. Но в этом случае крышка ломаная, сверху идет горизонтальная полочка
шириной 80 мм. , а к ней стыкуется столешница. Для установки полки острые
углы боковин обрезаются под 90*, убираем фрагмент 20/30 мм. .
Под полочку, так же на 20 мм. , укорачиваем переднюю фасадную стенку.

Крышка корпуса здесь собирается в виде рамки на шипах. У меня получилась
рамка 510/510 мм. , из планок шириной 60 мм. и толщиной 20 мм. .
Крышка в виде рамки делается с совершенно определенной целью. По внутренним
кромкам обвязки проходится ручным фрезером четверть, в которую вставляется
фанера покрытая материалом.

После выпиливания деталей, нижняя фигурная кромка фрезеруется, профиль
"калевка". Детали корпуса склеиваются и одновременно притягиваются
саморезами. Конечно шляпки необходимо скрыть, простые пластиковые
заглушки здесь не подойдут.

Скрываю саморезы и еврики двумя способами:
Во время сборки сразу рассверливаю входные отверстия саморезов, диаметром
8 мм. или 10 мм. , на глубину 4-5 мм. . Затем высверливаю деревянные
заглушки по этому диаметру, немного на конус и плотно вклеиваю поверх
шляпок саморезов.


Заглушки на саморезы.

Деревянные заглушки можно сделать коронкой, или самодельными сверлами.
Вид у самодельных коронок конечно не гламурный, но работают уже давно.
Взял две старых перки, вырезал центр и заточил усы. Одно сверло сделал
под диаметр 8 мм. , другое под 10 мм. .


Ребра закрыты деревянным уголком.

В другом случае шляпки закрываются деревянным отделочным уголком,
статья . Уголок из бруска сечением 25/25 мм. .
На циркулярке выпиливаем центр так, чтобы внутренние размеры были 18/18 мм.
или 20/20 мм. . Затем уголок отпиливаем по длине и наклеиваем на ребра
корпуса. Правда с уголками чаще делаются большие резные аналои, где
много накладных деталей.

В следующей статье , сборка корпуса на точеных ножках.