Грех по неведению. Незнание о Христе…

«…где обетование пришествия Его?..»

«Куда смотрит Бог? Почему не наведет порядок на Земле? Почему Бог молчит?».Эти вопросымногократнорассматривались. Ответы на них имеются. И все равновозникают они снова и снова.

Людям хотелось бы, чтобы зло с Земли было убрано, как можно скорее. Люди осознают, что кроме Бога справиться со злом никто не сможет. Но Бог молчит, ничего не предпринимает. Почему?

Принципиальная ошибка людей.

Рассуждения о том, что Бог, якобы, молчит, не вмешивается в земные дела,базируютсяна непонимании Духа Священного Писания.

Как думает обычный, не просвещенный Свыше человек? Как он видит себе вмешательство Господа в дела земные? Очень даже просто: По его представлению Бог придет, или явится, и, каким-то способом уберет с Земли все зло, создаст хорошую жизнь.Люди ожидают от Бога действий положительных, направленных на искоренение проблем и трудностей жизни.

В общем - такие рассуждения и ожидания верны. Бог действительно имеет целью устранение зла и создание на Земле прекрасных условий жизни, без горя и проблем. Замысел Бога люди понимают правильно, пусть и подсознательно.

Не понимают люди другого. Не понимают они порядка, или очередности действий Бога.

Горе желающимявления Бога…

Если бы Господь, как этого страстно многие желают, сейчас пришел на Землю и уничтожил с нее все зло, то сие означало бы смерть, гибель многих-многих людей, и, по всей вероятности, также и самих этих «желающих».

Как так? Очень просто.

Уничтожить зло, в действительности подразумевает и уничтожение, или нейтрализацию всех людей, которые тем или иным способом способствуют существованию зла. Ибо невозможно полностью избавиться, например, от вируса, пока существует его носитель и распространитель.

Посмотритевокруг себя. Многих ли вы знаете людей, свободных от всякого зла, греха, несправедливости? Вероятно, чторешив их считать по пальцам,вы обнаружите, что не мало ваших пальцевдолгое время остаются «не задействованными».

Исследуя Священное Писание, и немного поняв дела Бога, можно с дерзновением предположить, что, если бы Господь сегодня восстановилна ЗемлеСвое Царство, то сие означало бы, что миллиарды людей должны были бы немедленно погибнуть, быть уничтоженными, как нераскаявшиеся в своих грехах, и, следовательно,недостойные Божьего Царства.

Сокровенный смысл, или оборотная сторона вопросазаключается в том, что желать прихода Бога, де-факто значит желать гибели многочисленных народов. Грешникам появление Богапринесет неминуемую смерть. Еще древние пророки говорили, что появление Бога, или, по-пророчески – «День Господень», будет страшным горем и бедствием для жителей земли. Вдохновенные пророки предупреждали, например, так: «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет,- то же, как если бы кто убежал от льва – и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену – и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он – тьма, и нет в нем сияния». (Амос 5:18-20).

Бог Спасающий.

Богне губитель. Бог – Отец Небесный. Он – дает жизнь, Он - источник всякой жизни. Его цель не погубить, а спасти людей.Плохих, грешных, подданных злу, несправедливостям- именно таких людей Бог желает спасти. Поэтому Бог пока еще не приходит, и буквально не восстанавливает на Земле Свое Царство мира, добра и справедливости.

Предельно четко и понятно этот вопрос пояснилеще Апостол Петр.Как видно, претензии по поводу того, «почему Бог молчит», люди высказывали от начала. И Апостол ответил: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. …Долготерпение Господа нашего почитайте спасением…». (2 Петра 3:9-15).

Бог не молчит!

Представление о том, что Бог не принимает участия в делах земных,происходят от невежества. Бог действует! И Его действия направлены четко на спасение людей. Бог придет, чтобы убрать с земли все зло. Бог непременно это совершит. Однако прежде Бог сделает все, чтобы спасти грешников, чтобы призвать их к покаянию. Все пророчества Священного содержат сию краеугольную мысль.

Бог давно и активно вмешивается в дела земные.Божье вмешательство представляет собой побуждение и даже принуждение грешников к покаянию.

Как можно подтолкнуть грешника к покаянию? Раскается ли он в своих неправдах, если создать ему хорошую, радостную жизнь? Едва ли! Напротив, такая жизнь лишь утвердит его в грехах. На примере некоторых «сытых» территорий и государств, хорошо видно, чтобезбедственная жизнь привела их к Содому и Гоморре.

Единственным действенным способом принудить кого-то к покаянию, является создание для него трудностей, проблем, чтобы, увидев их, грешник понял бы ошибочность своего мышления, подумал бы о покаянии, о пересмотре своих жизненных приоритетов.

Священное Писание показывает, что земные, человеческие проблемы и трудности, которых с каждым днем становится все больше, приходят от Бога. Бог принуждает людей к покаянию. Бог не желает гибели грешников, но, чтобы грешник покаялся и жил.Вот этого не понимают люди, жалующиеся на«молчание Бога». Не понимают они, что на первом этапе вмешательство Бога в дела земные будет означать не уменьшение бедствий, а, напротив, колоссальные бедствия и проблемы для землян.

Уничтожение зла и восстановление на земле рая будет последнимштрихом, завершающей стадией Божественного вмешательства. А перед этим Бог призовет все народы к покаянию. И для этого на землю свалятся громадные проблемы, трудности, бедствия, чтобы люди, увидев их, покаялись в своих грехах, и получили возможность войти в то благословенное будущее, которое Бог приведет на землю.

Мировые события со всей очевидностью показывают, что Бог еще никогда не был так активен в Своем вмешательстве в дела земные, как сейчас. Только, простите, недалекий и бессмысленный не видит этого.

Спасающее Царство Божье.

Господь Иисус Христос научил нас молиться Богу: «Отче наш, сущий на небесах!…Да приидет Царствие Твое… ». Мы ждем Божье Царство. И молимся, чтобы Оно пришло на землю.

Одновременно ученики Христа, любящие ближнего, как самого себя, и желающие грешникам спасения, благодарны Богу за Его великое долготерпение. Оно ведь приносит спасение многим людям. Каждый верующий, и ожидающий Божьего Царства, может порассуждать на примере собственной жизни. Брат во Христе, что было бы с тобой лично, если бы Господь пришел давно, или, хотя бы десять лет назад? Разве не долготерпение Богаподарило нам возможность раскаяться в своих грехах и получить надежду на спасение?

Быть недовольным «промедлением» Бога, означает, к сожалению,не понимать волю, дела и мысли доброго и милосердного Спасителя-Бога.

Когда мы молимся«Да приидет Царствие Твое, и да будет воля Твоя и на земле, как на небе» , - тогда мы молим Бога не о гибели людей, а о их спасении. Царство Бога придет, чтобы спасти, а не чтобы сгубить.По примеру своего Учителя, ученики Христа любят людей, и желают им жизни. Это религии предрекают людям гибель имучения. Это религии пишут и рисуют, как грешники будут мучиться в аду, как им тяжко там будет. А другие, более «истинные», ад не проповедуют, но зато пишут и рисуют, как в Армагеддоне люди будут живыми проваливаться в бездну, как заживо будут гореть вместе со своими детьми и стариками… А ученики Христа проповедуют Евангелие, мир, добро и спасение Христово.

А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем,
Иисуса Христа, праведника;
Он есть умилостивление за грехи наши.

1 Ин. 2, 1–2

Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.

Мы грешим «делом» , когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия» . Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки – грехи делом.

Грех «словом» , когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни – грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна» . Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Мы грешим «помышлением» , если имеем какие-либо желания противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему» . Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.

Грехи «ведением» – те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим – по гордости, злобе, лености и тому подобное – и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26–30).

Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13), – говорит пророк Давид, то есть кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: «от тайных моих очисти меня» , то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых даже не считаю за грехи.

Грешить «волею» – значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» . Отступившим от Христа и волей восстающим против Него, невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же Апостол, говоря: «невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4–6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины.

«Невольный грех» – тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию.

Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными» ; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые.

Смертных грехов семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.

От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то все детища их, все прочие грехи уничтожатся.

По книге «Семь смертных грехов»

Об отпущении грехов

Один воин спросил авву Миоса: принимает ли Бог раскаяние? Старец ответил ему: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его, воин»? – Воин говорит ему: Нет! Но я зашью его и опять буду употреблять его. «Если ты так щадишь свою одежду, сказал ему старец, то тем более Бог не пощадит ли Свое творение»?
Познай, что ты согрешил и загладишь грехи свои.

Святый Бог, Единый, Безгрешный, Единородного Сына Своего не пощадил ради тебя; а ты, несчастный грешник (не кающийся), не милуешь самого себя!

Сокрушение и исповедь чрез разрешение производят сочетание Божеской и человеческой стихий в покаянии, из коих выходит новая тварь, как в начале из купели крещения. Сего и да сподобит Господь Многомилостивый всех нас, да изыдите из врачебницы покаяния все во всем исцеленными и совершенно обновленными, во всех чувствах и расположенных сердца вашего; чтоб отселе любить то, к чему прежде холодны были, и ненавидеть то, к чему прежде пристращены были; чтобы любить вместо гнева кротость, вместо гордости смирение, вместо пьянства трезвость, вместо блуда целомудрие, вместо зависти доброжелательство, вместо сластолюбия воздержание, вместо лености трудолюбие, вместо рассеянности степенность, вместо бранчивости миролюбие, вместо пересуд и клевет доброречие и блюдение чести ближнего; словом, вместо всякого порока и страсти – противоположную добродетель и благорасположение.

Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться.

Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично согрешить тот же грех, в котором принес покаяние, тот лукаво поступает с Богом.

Преподобный Исаак Сирин

Грехов, содеянных прежде, не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В том не сомневайся.

Преподобный Антоний Великий

Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли его грехи прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.

О покаянии

Сегодня, возлюбленные братия, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вам, что требуется от того, кто приступает к исповеди, чтобы исповедь его была истинная, Богоугодная и душеспасительная. Именно от кающегося требуется сокрушение о грехах своих, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.


Итак, прежде всего требуется сокрушение о грехах своих. Но этого-то весьма часто мы, духовники, и не видим у своих духовных детей.

Весьма многие приходят на дух с совершенным равнодушием, и если бы у них не спросить ничего, то они или ничего бы не сказали, или сказали только вообще, что-де грешен, отец духовный, во всех грехах. И если бы еще это сказали с сердечным сознанием своей вины! Нет, то и горе, что без сознания грехов своих, а так, чтобы скорее кончить с исповедью. Возлюбленные, не будем дело крайнего милосердия Божия к нам, грешным, обращать в повод ко гневу Божию. Что мы за бесчувственные такие! Нам ли не о чем поскорбеть на исповеди! Мало ли у нас грехов! Если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грехах своих, и тогда бы не сделали ничего лишнего, а только должное. Ах! Если бы кто из нас сказал, что он не имеет греха, то он обманывал бы себя самого и в том человеке напрасно кто стал бы искать истины.

Вы не видите грехов своих? Молитесь Богу, чтобы Он дал вам видеть их; разве напрасно вы часто за священником говорили в церкви: Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения! Постараемся же хоть теперь общими силами увидеть свои грехи, чтобы после, на исповеди, с сердечным сокрушением признаться в них. И вот первый весьма важный грех наш – тот, что мы, будучи великими грешниками, не чувствуем, что мы грешники, заслуживающие не милости, а наказания Божия! Осудим же себя прежде всего в этой бесчувственности и скажем Господу от всей души: вот я Господи и Владыко живота моего, грешник бесчувственный, величайший я грешник, а грехов своих не чувствую – должно быть, потому, что грехи мои умножились паче числа песка морского, и я весь – во грехах, как больной оспой – в оспе. Каюсь Тебе, Господу Богу моему, от всего сердца в моей бесчувственности и молю Тебя: Сам даруй мне чувствовать всем сердцем, как я много прогневлял и прогневляю Тебя. О, эта мнимая, фарисейская праведность наша, сколько она погубила и погубляет людей! И на зло нам она поражает наше сердце именно во время говения, во время самого таинства покаяния и пред таинством святого причащения.

Но посмотрим дальше – какими грехами согрешали Богу мы больше всего? А вот, если мы люди маловерные, живем на земле не для Бога и спасения души своей, а для земли и всего принятого на земле – словом живем для плоти, для ее удовольствий, а не для бессмертной души своей, не для ее будущей жизни – разве это не великий грех? Что, забыли мы разве страдания за нас Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Его пречистую кровь, за нас пролитую на кресте, Его славное Воскресение? Разве не для нас, то есть чтобы нас возвести на Небо, удаленных грехом от Неба, было Его сошествие на землю, Его Божественное учение, Его чудеса, Его пророчества, например о будущем страшном суде, о воскресении мертвых в последний день мира, о блаженстве праведных, и вечных муках грешных? Наконец, Его страдания, Его воскресение из мертвых и вознесение на Небо? Итак, если верно, что мы должны жить здесь для будущего века, то разве не грех не жить для той жизни, а всеми мыслями и всем сердцем жить на земле и для земли? А сколько греха бывает от того, что мы хотим жить только на земле хорошо, и не веруем от всего сердца в будущую блаженную жизнь! Сколько бывает от этого ненависти, злобы, сребролюбия, зависти, скупости, обмана! Отсюда все пороки, все плотские похоти, все страсти души. Вот и в этом покаемся, то есть покаемся, что мы маловеры, если не неверы, и что для Бога и для спасения души своей или не живем здесь, или весьма мало живем; также, что мало в сердцах наших надежды, если только не вовсе ее нет, на будущую жизнь. Еще мы страдаем самым великим грехом неблагодарности к Богу, нелюбви к Нему за Его бесчисленные, неизреченные милости. Это, я думаю, всякий хоть по временам сознает за собой. Вот все вы, кто движется на своих ногах, все здоровы телом и душой, почтенны разумом от Бога Творца, свободны волей, а чем вы были еще так недавно? Ничем; а вот Господь вас всех привел от небытия в бытие, и с того времени все вам дарствовая: подарил вам душу с ее способностями, дал вам и постоянно дает пищу для питания вашего тела, одежды для его одеяния, дал вам уголок на земле Своей и кров в жилище ваше; питает вас бесценной, животворящей пищей тела и крови Своей, усложняет и упокоевает ею; веселит вас слышанием слова Его, прощает вам без числа грехи ваши, постоянно хранит вашу жизнь, как мать – жизнь младенца; царство Свое будущее дарует нам и мало ли чего не делает из любви Своей к нам, грешным и неблагодарным? Перечислить невозможно. И что же? Как мы отвечаем на любовь Его к нам, – любовь, которой нет числа и меры? Одними беззакониями, одним злонравием, одной неблагодарностью. Итак, со слезами покаемся в своей неблагодарности пред Богом, в своей нелюбви к Нему, а также со слезами испросим у Него дара любви. О! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его (Пс. 102, 1)!

От кающегося требуется еще намерение исправить свою жизнь – и на это обратите внимание. Идучи на исповедь, говорите себе: «После исповеди я постараюсь всеми силами исправиться от тех грехов, в которых теперь хочу каяться. Не буду больше обманывать себя, не буду лгать Богу, не буду больше оскорблять таинство покаяния. Помоги, Господи, укрепи душевные силы мои, Господи!» Что за польза от такого покаяния, после которого опять без зазрения совести предаются тем же грехам, в коих покаялись? На таких людях исполняется пословица: Пес возвращается на свою блевотину, и свинья, омывшись, – в лужу свою (ср.: 2 Пет. 2, 22).

Наконец, еще требуется от кающегося вера во Христа и надежда на Его милосердие. Всякий, приступающий к исповеди должен веровать, что во время таинства Сам Христос не видимо стоит и принимает его исповедание, что один только Христос может оставлять грехи, так как Он своими страданиями, честной Своей кровью и Своей смертью исходатайствовал Себе право у Отца Небесного прощать нам все беззакония, не оскорбляя Божественного правосудия, и что Он по милосердию Своему всегда готов простить нам всякие грехи, только бы мы с сердечным сокрушением признались в них, только бы было в нас намерение впредь жить лучше, только бы вера в Него была в нашем сердце! Вера твоя спасе тя: иди в мире (Мк. 5, 34). Так Он внутренне говорит всякому после разрешения от священника, кто кается как должно.

Будем же каяться все чистосердечно; позаботимся все об исправлении жизни; принесем Богу плоды покаяния. Аминь.

"Итак, оставляя в стороне ("hоо-per-i"-dоо" - упуская из виду- буквальный перевод)времена невежества, Бог повелевает сейчас всем людям повсюду покаяться". Деяния 17:30

Все мы принимали участие в неправильных поступках и действиях, когда мы не знали, что они неправильные. Мы все преступили Божий Закон по неведению. Бог, по Его великой милости, не считает нас виновными в этом. Ему не надо прощать нас за тот грех, что мы совершили по неведению (Христос уже это сделал для всех людей на кресте , прим. ред. ). Он предпочитает закрыть на него глаза и "упустить из виду", потому что наши сердца не были в восстании против Него.

Заключение : понятия греха, вины и осуждения относятся к вопросу нашего выбора восстать против Бога, точно так же, как это произошло в Эдемском саду. Бог не возлагает на нас ответственность за то, что мы унаследовали "плохое оборудование", то есть падшую природу. Он обеспокоен другим - состоянием нашего сознания и воли. Грех состоит в восстании и ложном выборе, а не в наследовании нами греховной природы.

Есть два понятия, которые никак не согласуются между собой - неизбежность и ответственность . Если грех неизбежен, из-за наследования нами падшей природы, то я не несу ответственности за это. Это не моя вина и не моя проблема, потому что кто-то другой виноват. Однако, если грехом является мой собственный выбор, то я один несу ответственность и должен сам принимать меры, а не взваливать вину на кого-то ещё.

Грех и вина существуют только в той части сознания, где расположены высшие способности ума - те, что ответственны за выбор добра и зла, а не в низменной природе, которая страдает от греховной наследственности, в силу распространения последствий грехопадения по всей Земле. Грех, в своём корне - это любовь к себе. Таким образом, грех всегда определяется нашими мотивами, нашим желанием ставить себя на первое место и в первую очередь. Грех - это выбор отделится от Бога, ставя себя прежде Его. Грех - это выбор лелеять зло. Грех - это выбор оставаться в неведении относительно Божьей воли. Грех - это выбор пренебрегать нашими возможностями и обязанностями.

Откуда мы знаем, что такое грех? - Б

Когда фарисеи стали виновными во грехе? - В

Когда мы грешим? - А

В чем разница между искушением и грехом? - В

За какой грех мы несём ответственность?- В


Как насчёт первородного греха?

Если Библия не учит, что мы являемся осуждёнными и потерянными грешниками по причине своей природы, то есть, потому что мы родились в этом мире греха, то почему же именно "первородный грех" стал доминирующим вероучением среди большинства христиан?

В этой доктрине, которая без сомнения ошибочна, есть некоторые тексты, которые как кажется на первый взгляд, поддерживают учение о первородном грехе. В этом заключительном уроке первой части мы рассмотрим эти тексты, чтобы проверить, действительно ли они учат тому, что мы рождаемся осуждёнными и потерянными.

Что означает "во грехе"?

"Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать." Псалом 50:7

Говорит ли этот текст, что мы родились осуждёнными и потерянными?

Обратите внимание, что Давид не говорит, что он был грешником от рождения. Некоторые версии Библии так говорят об этом, но это богословское толкование, а не правильный перевод. Как ещё мог родиться Давид, кроме как в " беззаконии" и "во грехе" ? Его отец и мать были грешниками, и он родился, по сути, в "больной" атмосфере из-за последствий грехопадения Адама и Евы. Давид родился в грешном мире и от греховных родителей. Если случилось так, что ребенок родился в семье воров, где воровство практиковалось и преподавалось родителями, он был бы рождён "в воровстве". Делает ли это его (сразу ) вором? Также и здесь, рождение "во грехе" не делает нас автоматически потерянными и осуждёнными. Хотя это означает, что наши обстоятельства, с самого рождения крайне неблагоприятные и что, скорее всего, в конечном итоге, мы становимся грешниками.

Часть 1

Уважаемый Алексей Ильич! На наших глазах совершилось «второе Крещение Руси». К сожалению «второе воцерковление Руси» пока не произошло. Отчасти из-за отсутствия популярного разъяснения базовых понятий Православия.

До сих пор подавляющему большинству даже приходящих в храмы людей непонятно, например, что такое «грех». Они знают, например, что «воровство - грех», но вот в чем, так сказать, суть греха, в чем его опасность и пагубность - вопрос по-прежнему открытый.

Мне кажется, основное, на что следует обратить внимание, это два понимания греха. Одно из них особенно широко распространено и свойственно почти каждому человеку, не только приходящему в Церковь, но подчас даже и людям церковным.

Это понимание можно описать следующим образом: грех - есть нарушение закона Божия, который Он дал всем людям. И этот закон имеет тот же характер, что и законы государственные. Как нарушение государственных законов влечет за собой наказание, так и совершение греха карается Богом. Из такого понимания проистекают очень опасные выводы. Человек начинает относиться к Богу, как к стражу закона, которого можно и упросить, и «купить», и перед которым можно выслужиться. Так понимался грех в ветхозаветном иудействе и язычестве, такое же понимание усвоено и учением Римско-католической Церкви. Как писал А.С. Хомяков, там все отношения человека к Богу построены по принципу дебет-кредит. Главная задача - снять с себя вину, откупиться, избежать сурового наказания. Как в случае с ГИБДД: заплатил штраф и поехал дальше, а сам каким нравственно был, таким остался.

Такое понимание греха носит внешний рабско-наемнический характер и неспособно возвести человека на уровень духовно-нравственного совершенства..

Но есть и другое понимание греха - Евангельское, святоотеческое.

Здесь грех рассматривается как деяние, которым человек вредит себе, своей душе и телу. Грех нарушает закон нашей внутренней жизни, нашей собственной природы и тем самым калечит человека. Не Бога мы оскорбляем, а сами себя раним. При таком понимании греха становится понятным, что значит покаяние, что значит «Господи, помилуй». Это не снятие вины за грех, нет, а просьба об исцелении, об уврачевании моей раны.

Ибо Бог - это Врач, а не судья, не прокурор-обвинитель.

Здесь очень важно понять еще один момент. Можно задать вопрос: почему Бог Сам не исцеляет человека, впавшего в грех? Ведь Он есть любовь. Ответ: В Апокалипсисе читаем «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Бог сотворил человека подобным Себе и не может нарушить его свободы. Он лишь стучится в наше сердце, но Сам помимо согласия, воли самого человека не может ни исцелить его, ни спасти. В этом заключается богоподобное достоинство человека. Человек сам должен открыть двери своей души Богу. Это и происходит через его обращение к Богу, молитву, покаяние. Вот, оказывается, какой процесс происходит. Не мы с трудом добираемся до Бога, и Он снисходит к нам, милует, исцеляет. Нет, наоборот: Бог стучит в наше сердце голосом совести, разума, и мы наконец-то открываем Ему свою душу искренним раскаяньем, искренним отвержением греха.

Таким образом, если в первом понимании грех есть нарушение внешнего Божественного закона, то во втором - он есть повреждение собственной природы, калечение себя.

- Расхожее мнение об ответственности детей за родителей противоречит Писанию?

Это, конечно, не только расхожее, но и глубоко неверное мнение. Уже в Ветхом Завете находим мысли, которые прямо указывают на ложность такого понимания. Так, пророк Иезекииль от лица Божия говорит: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иезек.18;19–20). У пророка Иеремии читаем: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»… кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет».

Одним словом, никакой ответственности дети за родителей не несут, а вот связь между детьми и родителями самая тесная, и она проявляется на всех уровнях человеческой природы. Мы видим, как от психически ненормальных людей, алкоголиков, наркоманов рождаются дети физически и психически неполноценные. Точно так же от порочных родителей рождаются дети с духовной патологией, например, алчности, злобности, тщеславия. В богословии это называется родовой поврежденностью или родовым грехом.

И это совсем не ответственность детей за грехи родителей, а уже совсем другая категория, свидетельствующая о природном единстве между детьми и родителями. Но при этом родовой грех (наследственные духовные пороки) может быть, в конечном счете, исцелен. И мы находим в истории Церкви многих праведников, которые достигали высоких степеней святости, хотя и рождались с родовыми грехами. Правильная духовная жизнь исцеляла эти болезни. (Но есть семьи и с ярко выраженными добрыми качествами - т.н. родовой добродетелью.) Поэтому говорить нужно не об ответственности детей за грехи родителей, а ответственности родителей за свою духовную жизнь и те духовные болезни, которыми они награждают своих детей, ведя жизнь нечестную, лукавую, разнузданную.

- Как понимать «первородный грех»? Это понятие сбивает с толку очень многих приходящих в Церковь людей.

Понятие «первородный грех» - католического происхождения. Свт. Василий Великий называл это природное расстройство в человеке «первородным повреждением», преподобный Макарий Египетский - «наследственной порчей». Оно в природе всех людей, в отличие от повреждения родового, присущего тому или иному роду, племени, народу.

В чем заключается это первородное повреждение или первородный грех? Преподобный Максим Исповедник отвечает, что это есть «страстность, тленность и смертность [человеческого] естества...», которые вошли в человеческую природу в результате греха прародителей. Вот эти три свойства, названные в Библии «кожаными ризами», в которые были облечены Адам и жена при изгнании из рая, и составляют существо первородного повреждения. Его-то и исцелил Господь в воспринятой Им человеческой природе Своей крестной жертвой. Таким образом, если восточные Отцы под наследственной порчей понимают повреждение самой природы человека, то западное богословие говорит о нравственной ответственности и виновности всех людей за грех прародителей. Однако идея виновности потомков за грехи отцов, как уже было сказано, в корне противоречит православному пониманию греха и учению о Боге-Любви. Тот же прп. Максим Исповедник писал: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие».

Что такое смертность - ясно. Под тленностью разумеется угасание жизни человека от младенчества к старости. Страстностью он называет уязвимость человека, его страдательность, переживание страданий таких, как, например, боль, страх, печаль и т.д.

Существует ли «грех неведения»? Насколько человек может себя погубить, делая зло самому себе и не понимая этого?

Смотря, в чем причина этого непонимания. Причины могут быть две. Одна из них: незнание и тогда нет греха.

Совсем другое дело, когда совесть молчит по причине того, что человек сжег ее. Если постоянно игнорировать голос совести и продолжать грешить, то в конце концов совесть перестанет говорить. Ее можно так задушить, что она будет молчать. Это - страшное состояние, святые Отцы называют его окамененным нечувствием. Здесь грех вменяется человеку в полную силу.

Пример, для ясности: ухо мерзнет на морозе, я могу его потереть, а могу, в конце концов, упустить этот момент, и оно замерзает. Тогда я уже ничего не чувствую. Но последствия ужасны. Можно вообще остаться без уха.

То же самое происходит и с человеком, когда он сжигает свою совесть. Он наносит своей душе жесточайшую рану.

Благодаря медиа-культуре все чаще приходится слышать от людей о «семи смертных грехах». Каково место этой концепции в Православии? Это очень важно, потому что некоторые говорят так: ну вот есть смертные семь грехов, значит, остальные можно совершать: они ведь не смертные…

Святитель Игнатий Брянчанинов перечисляет восемь страстей. Но любой грех может оказаться смертным. Святые отцы говорят: нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Так вот любой нераскаянный грех - смертный. Нераскаянный в каком смысле? Человек знает, что он сделал зло, болит у него душа, сосет там под ложечкой, а он в нем упорствует и не раскаивается ни перед людьми (и священником), ни перед Богом.

Но, конечно, мы должны понимать, что грехи по своей тяжести бывают очень различны.

Во-первых. Одно дело - грех мыслью, желанием, т.е. еще совершаемый внутри человека, другое - грех, совершенный самим делом. Все погрешают, нет никого, кто бы не согрешал, но падение делом неизмеримо тяжелее, нежели падение мыслью. Хотя любое падение делом начинается с падения мыслью.

Во-вторых. Грех - это как бы общее понятие, а конкретный грех может иметь разную тяжесть. Пример: обманул. «Видел сейчас: проехала такая странная машина»? - «Видел»! А сам не видел. Обман, но какой? Пустой. Этот грех никому не принес вреда. Человек только себе повредил.

Иное дело - можно совершить обман, из-за которого другой человек в петлю полезет. Грех, кажется, один, но тяжесть того и другого просто несоизмеримы. И так в любом грехе.

И, наконец, в-третьих: грехи сами по себе очень различны. Одно дело - обмануть, другое дело - украсть, третье дело - убить. Вот три плана, которые нужно иметь в виду, когда мы говорим о смертных грехах.

Практическая сторона: как бороться с конкретными проявлениями той или иной страсти? С грехами? Допустим, человек пришел в Церковь, как-то осознал, что есть грех, и хочет начать вести борьбу. С чего начинать?

Одного священника спросили, как бороться с хульными помыслами? В чем их причина? Святые Отцы на этот вопрос отвечают довольно четко: основная причина всех наших грехов - самомнение, гордыня. Они прямо говорят, что только смирением изгоняются страсти, смирением побеждаются грехи. Поэтому первая задача, которая стоит перед человеком, вступающим в церковную жизнь, это следить за собой в этом плане, не позволять себе превозноситься ни в себе самом, ни перед людьми, ни в разных жизненных обстоятельствах и т.д. Вот та общая платформа, общее основание, на которой только и возможно строить свою христианскую жизнь.

А дальше уже начинается борьба более конкретная и самое главное тут, как говорят Отцы - это борьба с мыслью. Как руль корабля, неверно повернутый, может погубить весь корабль, так и скверная, преступная мысль - привести к тяжелым грехам.

Господь неоднократно говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое». И напротив, «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих». То есть, нельзя просто заявить, что я люблю Бога, если при этом не знаешь, что такое Его заповеди, каков путь их исполнения, и если хотя бы не пытаешься их исполнять.

Поэтому возникает вопрос: что такое заповеди Христа? Это - заповеди блаженств и ряд других заповедей, о которых Он говорит в Нагорной проповеди? Или это вообще все Евангелие?

Можно бы такой пример привести. Представьте себе громадную аудиторию, в которой собраны люди разных религий и к ним обращенный вопрос: «Как вы думаете, кто спасется?». Нет сомнений, что все они, несмотря на все различия своих верований, в том числе и православные, сказали бы одно: «Тот, кто исполнит заповеди Божии».

Так вот, если мы под заповедями подразумеваем определенный перечень требований к человеку, то с этой точки зрения христианство говорит нечто прямо противоположное. Нет, не тот человек спасется, который исполнит эти требования, а есть нечто иное, лежащее в основании всех заповедей Божьих, и благодаря которой лишь они становятся спасительными.

Господь говорит: Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию; Он не осудил взятую в грехе женщину; пришел к мытарю на обед и сказал: сегодня спасение дому сему; Он промыслительно устроил так, что с Ним были распяты два разбойника, и первым в рай вошел человек, у которого руки были, буквально, по локоть в крови. Видите, кто исполнил волю Христову, то есть Его заповеди и достиг Неба. Так вот, обращаясь к этой мысли и исходя из нее, можно понять сущность заповедей.

В чем же эта сущность заключается? Что - самое главное?

Ну, давайте посмотрим более внимательно. Что сделал разбойник? Всего сказал: мы, разбойники, достойное по делам нашим приняли. И далее он произнес, кажется, самую простую фразу, ничего особенно не значащую, а на самом деле, указывающую на чрезвычайно важное: он сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Нужно вникнуть в существо этих слов. У него и мысли не было о том, что он будет там, в том Царстве, куда идет Христос. Он видел, понимал всем своим существом, что достоин только ада. Таков смысл его слов. И это состояние ви€дения того, что я - ничто, что я весь в грязи, что я недостоин быть со Христом в Его Царстве, и является сущностью всех заповедей Божьих. В Евангелии это называется нищетою духа, у святых Отцов - смиренномудрием, смирением. Потому Христос и сказал фарисеям, что мытари и прелюбодеи прежде вас войдут в Царствие Божие. То есть видящие себя грешниками и кающиеся войдут, а для мнящих себя праведниками … дверь будет закрыта. Таково евангельское научение всем, видящих себя праведными, православными и презирающими всех других как грешников.

Теперь вопрос: как это происходит? За счет чего?

Можно, оказывается, исполнить все, по-видимому, заповеди, и на самом деле быть вне Христа, ибо это исполнение будет в грех.

Как, по какому критерию? Исполнение внешних заповедей, таких, как: чтение молитв, посещение и совершение богослужений, принятие таинств, доброделание, милостыня, строительство и украшение храмов и монастырей и т.п., когда человек рассматривает их как заслуги перед Богом, может (и не редко так бывает) привести его к тщеславию, самомнению, гордыне. И в таком случае всё это добро превращается во зло для человека, ибо соединяет его, по слову преп. Антония Великого, с демонами-мучителями. Жизнь по заповедям только тогда преображает человека, когда он понимает, что без помощи Божией ничего не может сделать, что Бог творит его руками, а он сам по себе без Бога не до порога.

Святые отцы так и говорят: мерою смирения познаётся духовный уровень христианина - уровень, если хотите, исполнения им Закона Божия. Потому все Свое внимание Господь в Евангелии обращает на то, чтобы привести человека в состояние сокрушения о грехах, раскаяния, смирения.

Почему это так важно? Причина проста: Христос - это Спаситель. А кому нужен Спаситель? Тому, кто погибает. Если же человек не видит себя духовно погибающим, то ему Христос не нужен. К этому сводится вся сущность христианской жизни.

А что при этом нужно делать, чтобы придти к такому состоянию - об этом хорошо сказал преподобный Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

По существу, подлинное возрождение христианина и начинается лишь тогда, когда он в борьбе с собой за исполнение заповедей Божиих, в борьбе с грехом увидит всю глубину поврежденности своей природы, принципиальную неспособность без Бога исцелиться от страстей и достичь искомой святости. Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, открывает ему Христа. Именно этим объясняется столь исключительное значение, придаваемое смирению всеми святыми. Познание своего бессилия стать духовно и нравственно здравым, святым без помощи Божией создает твердую психологическую базу для непоколебимого принятия Господа Иисуса Христа как источника жизни и всякого блага. При этом опытное смирение исключает возможность нового горделивого мечтания стать как боги (Быт. 3, 5), исключает новое падение. Смирение и только оно рождает и то высшее, к чему предназначено бытие человеческое - любовь.

Все святые отцы приходили к этому состоянию смирения. Пимен Великий говорит: «Поверьте, братия, куда будет ввержен сатана, туда и я» . Сисой Великий просветился, как солнце, перед смертью, но умолял Бога дать ему время на покаяние. Собратья говорят ему: «тебе ли, Сисой, каяться?» А он ответил на это: «Поверьте, братия, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего» . Представьте, - это говорит великий святой! А не так много в Церкви тех, кого называли великими. А почитайте канон Андрея Критского - он весь пронизан покаянием, смирением, плачем о грехах. Вот к чему сводится вся христианская жизнь.

Так вот, все заповеди являются только средствами приобретения этого спасительного состояния. Но спасительными они становятся в том случае, когда исполняются в правильном ключе. В противном случае они могут привести к гордыне, и тогда это исполнение заповедей оказывается гибелью для человека.

Алексей Ильич, а тогда может ли быть достигнуто вот это приближение ко Христу и видение себя во грехах - без этого средства, без заповедей, которые нам указаны в Евангелии, то есть каким-то другим путем?

Вот пример с тем же благоразумным разбойником, но это всё же в какой-то степени исключение, причины которого нам не известны, ибо они кроются в его внутренней жизни. Нормальный же путь требует понуждения себя жить по тому образу, который дан в Евангелии. И каждый человек ставится промыслом Божиим в наилучшие условия для приобретения смирения. Для некоторых даже наилучшим путем оказывается то, что с нашей точки зрения является наихудшим.

Помните случай из Патерика о двух девочках-сиротах? Их взяли - одну в монастырь, другую - в публичный дом. Где же они оказались по смерти? Та, что была в публичном доме - в раю, а из монастыря - в преисподней. И причины этого очевидны. Первая видела всю мерзость своей жизни и искренно сокрушалась о своей падшести. Другая же, внешне приняв т.н. ангельский образ, возомнила о себе, что она девственница, исполняет все послушания, вычитывает молитвенные правила, не совершает никаких смертных грехов - тем самым приняла внутри себя образ демонский, возгордилась и погибла. То есть не сами по себе заповеди, а тем более их внешнее исполнение, спасают.