Древесные материалы. Что можно сделать из древесины

Все изделия из массива выглядят шикарно, если подойти к изготовлению с умом. Не каждое дерево подходит для того или иного изделия. Чтобы вещь из массива радовала и глаз, и кошелек, попробуем в этом немного разобраться.

Основные параметры, по которым выбирается древесина для производства различных изделий: прочность, устойчивость к деформации, износостойкость. Все эти три качества объединяют в один показатель – плотность древесины, то есть, отношение массы дерева к его объему.

Виды древесины в зависимости от плотности:

А) Мягкая (до 540 кг/м 3) – ель, сосна, осина, липа, пихта, тополь, каштан, ольха, кедр;

Б) Твердая (550-740кг/м 3) – лиственница, береза обыкновенная, дуб, ильм, бук, платан, грецкий орех, клен, яблоня, ясень;

В) Очень твердая (от 750 кг/м 3) – береза железная, рябина, белая акация, граб, кизил, самшит, фисташковое дерево.

Теперь разберем преимущества некоторых основных пород дерева.

Начнем с самого простого и экономичного: это сосна , из этого дерева делают практически все. Оно просто в обработке, стоит недорого, а при правильной технологии подготовки и окраски изделия из сосны прослужат долгие годы. Из сосны изготавливают двери, лестницы, окна, спальни, кухонные гарнитуры, столы и табуреты, также из нее делают мебель для бань, беседки, вагонку — и это лишь малая часть того, что можно сделать из этого прекрасного дерева!

Плюсы:

  • податливость в обработке. Сосна легко строгается вдоль волокон, но с трудом – в поперечном направлении. При распиле все наоборот – поперек бревно режется легко, а вдоль – плохо.
  • легко склеивается;
  • в зависимости от окраса и структуры древесины, сосну используют как для изготовления мебели с последующей лакировкой, так и для каркасов, и различных конструкций с облицовкой шпона из твердых пород;
  • как и все хвойные, имеет приятный запах, выделяет фитоцинды, которые считаются лечебными.

Далее в ценовой категориилиственница , это хвойное дерево обладает исключительными свойствами. Лиственница не подвержена воздействию влаги, и даже наоборот — во влажном помещении или климате она становится только крепче. Также она пожаро- и биоустойчива, ей не страшны насекомые и плесень. Это лучший материал для уличной мебели: беседки, лавочки, террасы, качели, заборы, заборчики и даже туалеты. Также лиственница более плотная и прочная, чем сосна, поэтому кухонные гарнитуры и лестницы, сделанные из лиственницы, прослужат дольше, чем сосновые. Это уникальный материал и по стоимости, и по своим качествам.

Плюсы:

  • высокая влагостойкость;
  • отличные показатели прочности (лучшие среди хвойных пород);
  • мало подвержена короблению;
  • используется для изготовления резных деталей.

Следующий вид древесины в нашем списке — это береза . По стоимости этот материал на порядок выше предыдущих, по своей структуре береза однородна, без пор и мягких волокон, поэтому эта порода древесины хороша для точеных и резных изделий, таких как балясины, каннелюрные ножки, резные рамы для зеркал и картин, багеты. Для плоских деталей используют клееный мебельный щит, так как по своей природе береза — не самый стабильный материал, тем самым немногим уступая более ценным породам древесины.

Плюсы:

  • однородное строение и красивый цвет древесины;
  • хорошо гнется;
  • в производстве мебели из массива используется в качестве имитации ценных пород (хорошо окрашивается при травлении).

Еще один вид древесины — это бук , он прекрасно подходит для точения и резки, он более плотный и долговечный, чем сосна и береза, прекрасно поддается обработке, идеальный вариант для мебели в спальню, входных групп, кабинетов, библиотек, резных сувениров, картин и т.д.

Плюсы:

  • высокие декоративные качества: красивая текстура как при радиальном, так и тангенциальном разрезе,
  • быстрый в просушке, не трескается;
  • легок в обработке: колется, пилится, режется, гнется;
  • отлично отбеливается и окрашивается с помощью специальных растворов, — практически не изменяет красивый природный оттенок при лакировании.

Более ценной породой древесины является ясень . Это твердая порода, имеющая очень красивую текстуру и поры. Ясень идеально подходит для домашней мебели, будь то спальня, кухонный гарнитур, кабинет или столовая, резная или прямая мебель из ясеня одинаково шикарно смотрится, а различные эффекты окраски, такие как золочение, серебрение, патинирование, придают изделию неповторимый шик. Мебель из ясеня прослужит десятилетия! А в последствии ее можно отреставрировать, и мебель заиграет новым блеском.

Плюсы:

  • отлично гнется после пропаривания;
  • мало трескается при сушке;
  • при обесцвечивании приобретает необычный оттенок седины.

Заключает наш список самый известный и изысканный вид древесины — дуб . По своим свойствам дуб превосходит все вышеперечисленные виды древесины. Дуб не боится воды и насекомых, ему не страшна гниль и время, под воздействием внешних факторов он становится только крепче и красивее, приобретая насыщенный темный цвет. С древних времен дуб считался символом силы и богатства. Из него изготавливают столы и полностью кабинеты руководителей, массивные двери из дуба стоят в самых роскошных домах, лестницы из этого материала имею неповторимый лоск, а кухня или спальня из дуба говорит о состоятельности его хозяев.

Плюсы:

  • несмотря на высокую вязкость древесины, обрабатывается довольно хорошо;
  • легко гнется;
  • устойчив к гниению;
  • хорошо поддается приемам искусственного старения.

Отдельно можно поговорить о тех породах древесины, которые используются при отделке саун и бань, это породы, которые не имеют в своем составе смол, или они содержатся в древесине в минимальном количестве. Идеально для вагонки в баню или сауну подходят кедр, липа или осина , все они одинаково хороши и отличаются лишь цветом и текстурой.

Кедр


Плюсы:

  • стойкость к гниению и червоточине;
  • подходит для резьбы;
  • имеет специфический древесный аромат.

Липа

Плюсы:

  • хорошо противостоит сырости,
  • древесина прочна и пластична,
  • имеет красивый белый и сливочный оттенок.

Для полка отлично подходит африканское дерево абаши или абачи — это уникальное дерево имеет низкую теплопроводность, что не дает обжечь тело человека, а также абаши устойчив к повышенной влажности и отлично поддается обработке.

Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: Метапредметные

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки

Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.

Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные флажки, цветные карандаши (фломастеры)

1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

А)Индивидуальные задания по карточкам. (2 детей получают задания)

Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.

1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.

2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Б) Игра “Верно это или нет”.

Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)

Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)

Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)

Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)

Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)

Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)

Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)

Самоопределение к деятельности

Посмотрите на экран. (слайд 2) На слайде изображены разные предметы.

(Ракушка, варежки, ножницы, кувшин, линейка, ложка, шарф, кружка, карандаш)

Определите, какой “лишний”? (ракушка)

Почему? (Ракушка - создала природа, а остальные сделал человек)

Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир)

Практическая работа.

Разделите остальные предметы на группы по материалу. (Делят предметы на группы.)

Все эти предметы вам хорошо знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат. Что общего у всех этих предметов одной группы? (Называют предметы. Рассказывают, для чего они нужны - из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),

Из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),

Из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),

Из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).

О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)

Прочитайте тему урока в учебнике.

Сформулируйте учебные задачи, которые поставим перед собой? (будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают). Прочитаем об этом в учебнике.

Работа над темой урока.

Беседа “Что из чего?” (Работа в группах)

А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.

1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти) (слайд 3)

Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?

(с.111 учебника) Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.

1. Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3. Изготовление шерстяного полотна;

4. Нанесение рисунка на ткань;

5. Изготовление по выкройкам деталей одежды.

Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?

А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?

2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева ) (слайд 4)

Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.

а) Выступления ученика об изготовлении бумаги.

Существует различные виды бумаги. Где её используют?

На комбинате изготавливают бумагу.

  • Писатель пишет произведение.
  • Художник делает иллюстрации
  • В издательстве печатают книги.
  • В магазине появляются книги.

Выступление детей.

Сегодня бумагу делают на комбинатах, где людям помогают машины.

Машины принимаются за дело ещё тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина – корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится каша-деревянная. Вот эта каша когда готова, и становится бумагой.

б) Показ коллекции различных видов бумаги.

Для чего используется бумага?

Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.

А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)

6.Физминутка

А теперь отгадайте, о ком идет речь?.( Звучит музыка “Бу-ра-ти-но!”) (слайд5)

А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино? (сделан из дерева)

А из какой сказки? (“Золотой ключек”. А.Толстого)

7. Беседа “Что из чего?” (продолжение)

Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (слайд 6)

А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.

(Просмотр фрагмента фильма “Наследство деда Филимона”.)

Рассказ ученика о глине.

Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Искусство делать такие вещи называется керамикой .

В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода оставалась холодной, так как просачивалась через тонкие поры кувшина и испарялась, что и помогало сохранять воду холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия . При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Эта чашка тоже сделана из глины.

Надо сказать, что из глины делают кирпичи, игрушки, черепицу.

В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла. (слайд 7)

Рассказ ученика о производстве железа

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок... А люди это железо лишь добывают и превращают его в чугун и сталь.

Железа на свете видимо-невидимо - оно и в песке (от этого-то он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне - кремне. Железо даже в воде растворено.

Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.

Как добывают руду?

Тут не обойтись без огромного, могучего, стального копалы – черпалы, маленького бумажного пакета с зарядом взрывчатого вещества и длинных проводов. Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв - тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами. Наконец, стихли взрывы. За работу берётся шагающий экскаватор. Зачерпнет экскаватор руду ковшом-черпаком, повернётся - и нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Но вот руду привезли на завод. Как же превратить ее в железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В огромных, словно высотные дома, печах - домнах день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной из таких домен по наклонной дороге поползли вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют груз в печь - и вниз. В одних вагонетках руда, в других - белый камень, известняк, в третьих - топливо, тёмно-серый ноздреватый кокс. Он, словно пирог, выпечен из размолотого в муку наилучшего каменного угля. Ну а известняк помогает коксу вытягивать из руды все лишние примеси.
Жарко горит кокс, но не расплавить ему руду. Чтобы он горел ещё жарче, нужно постоянно раздувать огонь, нужен воздух, горячий, раскалённый. Вот почему рядом с домной стоят ещё несколько башен. В них-то и нагревается воздух. Могучие вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки, непрерывно раздувая в домнах огненную бурю. Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли металла чугуна собираются в струйки, ручейки... Чугун тяжёл, он стекает на дно печи, а все лишнее, что было в руде, поднимается, всплывает пузыристой огненной пеной. Это шлак.

Наконец мастер подаёт сигнал: “Чугун готов! Можно выпускать плавку”. Минута, другая... и, рассыпая фонтаны искр, освещая небо огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Ковшей много, каждый на колёсах. Стоит на рельсах целый поезд-чугуновоз. Наполнится один ковш, тотчас под струю подойдёт следующий. Куда же отправится огнедышащий поезд? Путь его недалёк - в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. И мы с вами встречаемся с чугуном каждый день. Ведь обычные сковородки, чугунки, батареи отопления, решётки, в которые убегают ручейки на улицах, - все это тоже отлито из чугуна.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы. А теперь для закрепления выполним задания в тетради.

Закрепление (работа в парах):

Самостоятельная работа по “Рабочей тетради” с.39-40 №1,2

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)

А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

8. Итог урока:(слайд 8)

На какой вопрос отвечали на уроке?

Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи?

Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.

9.Рефлексия.(слайд 9)

  • Я знаю, что …
  • Я научился …
  • Я удовлетворён…

10. Домашнее задание (слайд 10)

Познавательное развитие. ФЦКМ

Тема: Свойства древесины.

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.

Задачи:

1. Познакомить с понятием древесина.

2. Помочь выявить такие свойства древесины как: твердость, легкость, горючесть.

3. Закрепить знание детей о деревьях.

4. Упражнять в умении выделять из множества предметов деревянные.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей:

речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Средства реализации:

Демонстрационный материал:

бруски древесины различных видов деревьев, видеопрезентация о свойствах древесины, спички, деревянное домино.

Раздаточный материал:

деревянные брусочки.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке, д/и «Угадай дерево», составление альбома «Деревья и листья»

Загадка

У отца есть мальчик странный

Необычный, деревянный.

На земле и под водой.

Ищет ключик золотой (Буратино).

Ребята, нам Буратино прислал видеописьмо, давайте его посмотрим.

Буратино очень испугался, когда его бросили с моста в воду, ему было очень страшно, он думал, что он утонет и очень удивился, когда не утонул.

Вода держала его на поверхности. Он просит нас объяснить ему, почему так произошло. Попробуем помочь ему разобраться? (Да)

Беседа

Ребята, а из чего сделан Буратино? (Из дерева)

А какие деревья вы знаете? (ответы детей)

А какую пользу приносят деревья? (кислород, дом для птиц красивые, из деревьев делают различные предметы.

Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина.

Древесина _ это плотный материал из срубленного дерева (повторить)

Тема нашего сегодняшнего занятия «Свойства древесины» (т.е. что особенного в древесине)

Выявление свойств древесины.

– Перед вами лежат деревянные брусочки. Возьмите их, постучите кулачком, попробуйте согнуть их, сломать.

– Получилось? (нет)

– Значит древесина какая? Твердая

– Какие предметы из древесины вы знаете? (ответы детей)

А как из дерева можно получить ложку, тарелку? (дерево нужно срубить, распилить, вырезать из него

Значит, какое свойство 2-е? Что можно сделать с древесиной? (Её можно пилить, что –то вырезать)

2- е свойство древесины: её можно распилить, из неё можно что-то вырезать

Человек научился обрабатывать древесину еще в древности, с помощью топора, ножа и др. инструментов.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Давайте поиграем в игру «Веселые листочки». У каждого из вас на руке листочки разных видов деревьев. Я буду говорить слова, а вы будете выполнять соответствующие движения. После слов 1,2,3,4,5 – выходят только те листочки, которые я назову и выполняют моё задание. «Листочки летают, листочки кружатся, листочки на землю тихо садятся»

1,2,3,4,5 – листья березы будут присядать.

1,2,3,4,5 – листья дуба будут танцевать

1,2,3,4,5 – листья клёна будут играть

1,2,3,4,5 – тихонько на место садимся опять.

Итак, продолжаем узнавать удивительные свойства древесины. Мы проведем с вами опыт, который поможет нам объяснить Буратино, почему он не утонул. От каждого стола мне нужен один лаборант (помощник)

– У меня стоит тазик с водой и лежат предметы из древесины.

Возьми спичку и положи ее в таз с водой. Утонула? (нет)

Тогда возьми предмет крупнее, деревянное домино. Положи его в таз. Утонуло? (нет)

А я возьму крупный брусок, положу его в воду. Утонул? (нет)

Какой можем сделать вывод? (дерево не тонет)

Да, ребята, древесина не тонет.

Потому, что древесина очень легкий материал, легче воды.

Поняли, почему Буратино не утонул?(ответы детей)

Давайте продолжать исследовать древесину. У меня на столе лежат спички. Из чего сделаны спички? (Из древесины)

А что будет, если я ее зажгу? (сгорит) – показываю

Сгорела? (Да)

Значит еще одно свойство древесины какое? (она горит)

А почему я сама провела опыт со спичками, а вам спички не дала?

(Детям нельзя играть со спичками, может случиться пожар.)

Тем более, что вокруг нас много деревянных предметов, которые быстро загорятся. А какие предметы из древесины окружают нас? (ответы детей)

А теперь повторите за мной «Вы запомните друзья –

Спички детям брать нельзя!»

Ребята, а как вы думаете, дерево живое? (да0

А почему? (Оно питается, дышит, растет)

Я вас научу, как можно определить сколько дереву лет.

Посмотрите на спил дерева, вы видите кольца? Сколько колец у дерева, столько ему и лет (Вместе считаем – 12)

Ребята, из древесины невозможно получить 2 совершенно одинаковых предмета, т.к. у всех видов деревьев разная древесина по цвету, структуре, направлению прожилок.

У ели и осины древесина светлая, у липы более темная, у бука совсем темная и более твердая (показ)

Вот мы с вами и выявили свойства древесины. Давайте повторим их (твердость, режется, не тонет, горит, пилится).

Ребята, а Буратино мы подарим нашу презентацию. Теперь ему стало все понятно и ясно. Посмотрите, какой он веселый и машет нам рукой.

P .S Деревья нельзя рубить, где попало. Молодые, здоровые деревья, новый лес рубить нельзя – это запрещено законом. Мы в начале занятия говорили, что лес наше богатство – его надо беречь.

В народном хозяйстве древесина применяется очень широко: в промышленном и гражданском строительстве ее используют для изготовления отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, а также окон, дверей, паркета и т. п. Древесина - сырье для изготовления целлюлозы, бумаги, картона, этилового спирта. При химической переработке древесины получают канифоль и скипидар; из коры дуба, ивы и лиственницы добывают дубильные вещества, употребляемые в кожевенной промышленности.

В судостроении древесину применяют при закладке судов на стапеле и спуске их на воду (кильблоки, спусковые дорожки стапеля, полозья, подбрюшины), для покрытия металлических палуб, для изоляции и оборудования провизионных кладовых, трюмов, кают и других помещений, для изготовления деревянной мебели, возведения строительных лесов, временных трапов.

Широкое применение древесины объясняется ее техническими свойствами. При относительно небольшой массе она обладает достаточной прочностью, легко обрабатывается, хорошо склеивается, а изделия из нее отличаются хорошими декоративными качествами.

Вместе с тем древесина имеет и ряд отрицательных свойств. При изменении влажности она разбухает, усыхает, растрескивается и коробится. Естественные древесные материалы подвержены загниванию и легко воспламеняются. В меньшей степени эти недостатки свойственны прессованной древесине, древесностружечным и древесноволокнистым плитам.

Растущее дерево состоит из корней, ствола и кроны. Корни всасывают из почвы влагу, питательные минеральные вещества и удерживают дерево в почве. Ветви и листья дерева образуют крону. В листьях происходит так называемый процесс фотосинтеза. Они поглощают из воздушной среды углекислый газ, который разлагается на углерод и кислород. Кислород из листьев выделяется в воздух, а углерод под влиянием солнечного света, взаимодействия с влагой и растворенными в ней минеральными веществами образует различные органические соединения, необходимые для питания дерева, которые распространяются по внутреннему слою его коры.

Ствол поддерживает крону дерева, хранит влагу, а также запасы питательных веществ, вырабатываемых листьями. Он состоит из сердцевины, древесины, камбия и коры (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Строение ствола
1 - кора; 2 - камбий; 3 - древесина; 4 - сердцевина

Сердцевина, расположенная в центре ствола, представляет собой рыхлую мягкую ткань и занимает незначительную часть ствола. Далее располагается древесина, занимающая большую часть ствола.

Камбий охватывает древесину сплошным кольцом. Он состоит из клеток, способных к делению и росту.

Кора защищает дерево от механических повреждений и от неблагоприятных влияний окружающей среды. Внутренний слой коры (лубяной) служит для отложения запасов питательных
веществ, выработанных в листьях. По строению коры можно определить породу дерева.

Древесина - основной технический материал, свойства которого неразрывно связаны с ее строением. Макроструктура (элементы строения) древесины хорошо видна на разрезах ствола невооруженным глазом. Так, на разрезах четко выделяются годичные слои, сердцевинные лучи, ядро и заболонь.

Годичные слои - концентрические круги вокруг сердцевины - хорошо видны на торцовом срезе. На радиальном срезе они просматриваются в виде продольных линий, на тангенциальном - в виде дугообразных кривых. У живого дерева каждый год вырастает один годичный слой. Рост происходит от камбиального слоя, поэтому чем ближе расположен слой к сердцевине, тем он старее. По числу годичных слоев на торцовом срезе комлевой части ствола можно определить возраст дерева. Годичный слой состоит из ранней древесины, образованной в весенний период роста, и поздней, развивавшейся в летний период. Окраска ранней древесины светлая. Поздняя древесина имеет более темную окраску и отличается большой плотностью и высокими механическими качествами.

Сердцевинные лучи сохраняют, а также проводят влагу и питательные вещества в горизонтальном направлении между годичными слоями. На торцовом срезе ствола (особенно у дуба, бука и клена) сердцевинные лучи имеют вид радиально расположенных узких полосок, на радиальном срезе - светлых или темных блестящих полосок, а на тангенциальном - темных штрихов с заостренными концами, расположенных по длине ствола.

У деревьев некоторых пород окраска периферийной и центральной частей ствола на торцовом и радиальном срезах различна. Такие породы деревьев называют ядровыми. Породы деревьев, стволы которых на срезе не имеют этого различия окраски, называют заболонными.

Центральная, темноокрашенная часть древесины, прилегающая к сердцевине, является ядром. Оно состоит из омертвевшей древесины, которая отличается повышенной стойкостью к загниванию, так как содержит значительное количество смол и дубильных веществ.

Заболонь - часть древесины раннего образования, состоящая из молодых клеток. В растущем дереве по заболони движется влага с растворенными в ней минеральными веществами. Ширина заболони зависит от возраста и места произрастания дерева. Широкую заболонь имеют сосна и дуб. По механическим свойствам заболонная древесина не отличается от древесины ядра, но менее устойчива к загниванию, так как легко впитывает влагу.

Микроструктура древесины различима только под микроскопом. Основными элементами древесины являются клетки, древесные волокна, сосуды и трахеиды.

Клетки представляют собой тонкие замкнутые оболочки, внутри которых находятся протоплазма и ядро. Клетки размножаются путем деления: ядро делится на две части и из одной клетки образуются две малые. По мере роста каждая из них делится также на две и т. д. Живые клетки служат для передачи питательных веществ друг другу и хранения запасов этих веществ на зимний период.

Когда-то леса покрывали почти две трети земной суши, но сегодня из-за самых разных причин это соотношение изменилось, и леса занимают лишь треть суши. Из-за интенсивного сельского хозяйства леса растут в основном в горных или отдаленных районах,

Канады, северной Европы, Скандинавии и России, а также в гористых районах мира. Во многих тропических областях Америки, Африки, Азии и северной Австралии раскинулись густые тропические леса. Все они с давних времен используются человеком.

Давайте разберем, что можно сделать из древесины . Именно
хвойные леса обеспечивают треть мировой потребности в древесине . Они дают мягкую древесину, необходимую для строительства, производства тары и изготовления бумаги. Для того чтобы изготовить 270 экземпляров 190-страничной книги, требуется целое дерево!(заметка сайт) Вот почему ученые многих стран разрабатывают проекты рационального вторичного использования дерева или далее замены его другими материалами.

Тропические леса дают в основном твердую древесину. Она идет на производство мебели и строительство. Ежегодно каждый житель Америки использует такое количество деревянных изделий, что по объему оно равно дереву высотой в 30 метров и 41 сантиметра в диаметре. В целом же в мире ежегодно расходуется более 230 миллионов деревьев. Примерно 2500 миллионов людей, половина населения Земли, использует дерево для отопления и приготовления пищи.

Однако из хвойных деревьев можно получить и использовать не только древесину, но и массу полезных и необходимых предметов. Зачастую мы и не догадываемся, что исходным сырьем для них послужило дерево. Так, для изготовления многих лекарств (например, хинина и аспирина) используется кора тропических деревьев. Резина, лаки, смолы, воск и красители также изготавливаются в результате переработки различных веществ, получаемых из деревьев.

Из древесины изготавливают целлюлозу, это одна из главных областей применения деревьев. А целлюлоза, в свою очередь, дает нам бумагу, взрывчатые вещества, лекарства,
целлофан и ткани. Вот почему ученые так интенсивно ищут и находят способы замены натуральной древесины.

Все мы с вами используем бумагу, жизнь без бумаги была бы не полноценной. Бумага используется везде и повсюду. Маленькие дети рисуют и пишут в школе, студенты чертят в институте, взрослые распечатывают договора, счета на работе. Все это на бумаге! Но никто не задумывался, как бумагу изготавливают. Вот по этому, я советую посмотреть небольшое видео, как из леса делают целлюлозу, а потом всеми нам знакомую бумагу.Данный пост старался написать небольшой, но емкий. Если будут вопросы, задавайте не стесняйтесь, постараюсь ответить на все вопросы.