Был ли крещен благоразумный разбойник? Благоразумный разбойник

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.

Словарь сложных слов:

Раеви – рая;

мене – меня.

Перевод:

Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи, и меня крестным древом просвети и спаси.

«Разбойника благоразумнаго» – смысл и история песнопения:

Песнопение исполняется на службе с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

Восьмое чтение повествует о двух разбойниках, распятых справа и слева от Спасителя. Один из них проклинал Господа, говоря Ему: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк 23:39). Другой же, напротив, унимал богохульника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И затем он обратился к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И ответил ему Христос: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40-43).

После чтения Евангелия и трипеснеца (канона, состоящего из трёх песней) торжественно трижды поется Ексапостиларий (или светилен) великой Пятницы «Разбойника благоразумнаго».

«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» (“Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи”)

Действительно в один час Господь удостоил Рая злодея, сделав его самым первым из вступивших в Его Царство. Удивительна история такого спасения, свидетельство слов Христа «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2,17). Разбойник уверовал в распятого, униженного, оставленного учениками Спасителя и исповедовал его как Бога перед всеми, совершив тем самым первый мученический подвиг христианской истории: «Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание его тогда, когда весь мир был против Него, – вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая» (святитель Иоанн Шанхайский).

«И мене древом крестным просвети и спаси мя» (“и меня крестным древом просвети и спаси” ).

Пример спасенного разбойника обращен ко всем последующим поколениям христиан, о чем напоминает нам в этом тропаре Церковь. Мы просим Господа просветить нас Его Крестными Страданиями и спасти наши души, как в последний миг Он спас разбойника. «Слыша это, возлюбленный, никогда не отчаивайся, но, представляя неизреченное величие человеколюбия Божия, поспеши исправлением от грехов. Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил столь великой чести, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях» (святитель Иоанн Златоуст, беседы о Кресте и разбойнике).

«Разбойника благоразумнаго» – слушать:

«Разбойника благоразумнаго» – музыка М. Старицкого, переложение арх. Матфея Мормыля:

Исполняет хор Сретенского монастыря

«Разбойника благоразумнаго» Павла Чеснокова:

Исполняет мужской хор МИФИ, дирижёр – Надежда Малявина:

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) – виднейший деятель хорового и регентского искусства конца XIX-начала XX веков, автор множества духовных сочинений. Его произведениям присуща молитвенность и искренность, строгость, свойственная древним напевам, и душевные переживания. Эта двуплановость слышна в хоровом сопровождении и яркой партии солиста.

«Разбойника благоразумнаго» Александра Гречанинова:

А. Гречанинов, из цикла «Страстная седмица», исполняет Государственная академическая Симфоническая капелла России, дирижёр – Валерий Полянский:

Александр Тихонович Гречанинов – композитор-современник Чеснокова, так же автор множества духовной музыки. Крупный и малоизвестный цикл «Страстная седмица» отличается богатым хоровым звучанием и своей необычной потрясающей музыкой.

«Разбойника благоразумнаго» ноты:

На заставке фрагмент: Благоразумный разбойник. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.

Ника Кравчук

Почему благоразумный разбойник покаялся в последнюю минуту?

Это один из самых удивительных персонажей евангельской истории. Всю свою жизнь он провел в грехах и уже перед самой смертью покаялся. Как ни странно, Господь принял его покаяние и первым ввел в Царство Небесное. Это был благоразумный разбойник. Что об этом покаявшемся грешнике рассказывает Священное Писание? Почему такой колоритный персонаж упоминается только в Евангелии от Луки? Чему нас учит пример благоразумного разбойника? Обо всем этом читайте далее.

«Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем…»

Самая мрачная картина евангельской истории — безгрешный Сын Божий страдает на кресте и умирает ради спасения всех людей. Он испытывает ужаснейшую боль, его унижают, бьют, насмехаются. По правую и левую руку от Него пребывают два разбойника. Они совершили тяжелейшие преступления, за что и осуждены на смерть. И эти висельники также злословят на Христа — об этом упоминают евангелисты Матфей и Марк. Но затем из одним из них что-то случилось: он понял, Кто распят рядом с Ним. Этот грешник, всю жизнь котившийся в самую пропасть греха, вдруг восклицает:

…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23:42).

За что получает от Христа прощение грехов и надежду на вечную жизнь:

…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43).

Это и был благоразумный разбойник, пример которого дает каждому человеку надежду на спасение.

Почему о раскаявшемся разбойнике говорит только один евангелист?

Историю о раскаявшемся на кресте преступнике упоминает лишь евангелист Лука. Этот факт рождает сомнения среди многих неверующих и колеблющихся. Почему только один апостол рассказывает об этом персонаже? Нет ли в этом какого-то противоречия? Чтобы ответить на вопрос, нужно посмотреть не только на евангельское повествование, но и на условия, в которых писали евангелисты.

Как известно, первые три Евангелия — от Матфея, Марка и Луки — еще называют синоптическими , а их авторов — синоптиками . Евангелие от Иоанна обычно упоминают отдельно, так как оно слишком отличается. Тексты синоптиков в значительной степени похожи между собой.

Как показывают исследования библеистов, текст Евангелия от Марка уникален, то есть кардинально отличается от других, лишь на 3 %, от Матфея — уже на 20 %, а от Луки — на 35 %.

Три Евангелия разнятся даже по объему: в позитивном смысле наиболее многословным оказался апостол Лука. Он не только описал те же события, что и евангелисты Матфей и Марк, но и дополнил их новыми деталями. Если внимательно читать Священное Писание, то можно заметить, что лишь у Луки вспоминается не только благоразумный разбойник, но и милосердный самарянин, притча о мытаре и фарисее, блудном сыне, истории о покаявшемся Закхее, а также о благовещении, рождении Иоанна Предтечи и других событиях.

Так что, если у других евангелистов все эти эпизоды не упоминаются, то ни одной из описанных историй не было в действительности?

Христиане с особым уважением относятся к евангельскому повествованию, поэтому у них не может быть никакого сомнения в истинности текста, написанного по внушению Святого Духа.

Но если внимательно изучать Евангелие и условия, в которых оно было написано, то не остается никаких подозрений в том, что святой Лука писал о реальном событии.

Во-первых, третий евангелист перед созданием Евангелия тщательно изучил написанное до него и включил в текст те важные события, о которых не упомянули предшественники. Подтверждение этому — относительно высокая уникальность текста (35 %).

Во-вторых, святой Лука всегда особое внимание уделял теме покаяния. Более того, он описывал истории тех людей, которых фактически не поняло или даже отвергло общество, но раскаяние которых принял Господь.

Благоразумный разбойник вспоминается в предпоследней главе Евангелия, а до этого были:

  • покаявшаяся грешница, которая омыла ноги Христа слезами и вытерла своими волосами (Лк. 7:37-38);
  • милосердный самарянин (Лк. 10:25-37) — именно он, а не священник и не левит из богоизбранного народа позаботился о человеке, пострадавшем от разбойников;
  • блудный сын, которого после стольких лет разлуки и причиненной боли с радостью встретил отец (Лк. 15:11-32);
  • оправданный мытарь со смиренной молитвой «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Как известно, иудеи ненавидели спорщиков подати для Римской империи, считали их хуже других. Но Господь оправдал не фарисея, исполнявшего заповеди, а именно мытаря;
  • начальник мытарей Закхей, желавший увидеть Христа (Лк. 19:1-10) — сам Христос сказал, что дому Закхея пришло спасение.

Обратите внимание: начальника мытарей, ничем не похожего на ревнителей веры фарисеев и саддукеев, Спаситель называет сыном Авраама! Разве не парадокс? Парадокс, но это еще не все.

Покаялся в последнюю минуту

Все несходство христианства с другими верованиями показывает один образ: благоразумный разбойник — отпетый грешник, который фактически в последние минуты своей жизни принимает Иисуса за Бога, первым входит в рай. На кресте этот преступник не оправдывается, не умоляет о прощении (как простить его, павшего так низко?), лишь только со смирением просит помянуть его в Царстве Небесном. И Христос, видя искренность намерения и глубокое раскаяние разбойника, обещает:

Многие верующие не понимают: почему о покаявшемся на кресте грешнике не написали святые Марк и Матфей?

Первые два евангелиста рассказывают о том, что вместе со Спасителем на крестах висели и два разбойника, которые поносили Христа.

Но нет ли здесь противоречий Евангелию от Луки, где сказано, что один злословил, а второй покаялся? Иоанн Златоуст не видит разногласий, объясняя написанное у трех авторов так: сначала оба разбойника злословили, но в последний момент один осознал многое. Это и был благочестивый разбойник. Что его изменило?

Он видел, как издевались над Христом, как мучился невиновный Спаситель. Но даже после всех унижений Христос взмолился: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». Когда разбойник увидел и услышал это, то понял, Кто перед ним. В этот момент его сердце было готово к принятию Христа.

Второй же настолько ожесточился в своей греховности, что не захотел признавать в изнеможенном, избитом, смиренном Человеке на кресте Мессию.

И это был его выбор.

Почему другие евангелисты не говорят о покаявшемся разбойнике?

Почему же в Евангелиях от Марка и Матфея не фигурирует благочестивый разбойник? Об этом можно лишь догадываться и объяснять их поведение на знакомых нам примерам.

Представьте себе, что вы и еще двое людей стали свидетелями одного и того же события. Вы запомнили общую картину, некоторые важные для вас нюансы, но большинство деталей забыли. Второй очевидец тоже вспомнил самое главное, а на деталях вообще не заострил внимание. Третий же ознакомился с предыдущими двумя свидетельствами, затем расспросил других людей, которые могли знать об этом событии, все подробно изучил, тогда не менее подробно описал.

А теперь скажите: разве три разных свидетеля одного и того же события дадут на 100% одинаковые показания? Нет, их данные будут иметь много общего, но отличаться деталями.

А сейчас представьте, что о произошедшем свидетели должны рассказать представителям разных народов и культур, подобрав нужные слова, термины, примеры. Для одних желательно заострить внимание на одних событиях, для других — акцентировать на ином, что-то объяснить более подробно.

Вот почему синоптические Евангелия отличаются друг от друга: у них разные авторы, которые по-разному пережили евангельские события и разным языком передали их на письме. Они описали главное — земную жизнь Христа, но каждый это сделал по-своему. Марк отрывчасто подал главные факты, Матфей особое внимание уделил цитатам и связи с Ветхим Заветом, а Лука дополнил их повествование новыми персонажами, деталями и фактами. Также он акцентировал внимание на теме покаяния: раскаявшаяся блудница, мытари, блудный сын, благоразумный разбойник.

Что же касается Евангелия от Иоанна , то оно значительно отличается от текстов синоптиков. Иоанн Богослов писал в свойственной только ему манере. Он не повторял написанное у других евангелистов, если те исчерпывающе раскрыли ту или иную историю, зато указывал на совсем иные детали и обстоятельства. Вот почему он вообще не вспоминает о разбойниках, зато рассказывает о Марии и любимом ученике, которые стояли у креста Спасителя.

Предлагаем вам дополнительно посмотреть современный фильм-историю о покаянии и беграничном милосердии Бога:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Малоизвестные святые: Благоразумный разбойник

При въезде в деревню Анишино сразу бросается в глаза красивая часовня. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем обыкновенная часовня, которых сейчас много строят в небольших деревнях и селах.


Построена она видно от души и доступна для посещений любому остановившемуся здесь человеку. Но посвящена она не только во славу Господню, но и в честь благоразумного разбойника Дисмаса (Дизмас, Дижман, Дижмон, Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах)) который был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.


День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай.


Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

Христос будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;

Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес»;

Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».

Иоанн Лествичник рассматривает пример Благоразумного разбойника как показатель возможности быстрых перемен в человеке: «Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник - в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis), которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение, но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.


Святитель Феофан Затворник, характеризуя веру Благоразумного разбойника, пишет, что крест Благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, в то время, как Крест Господень - крест жертвы чистой и непорочной.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) даёт этому следующее толкование:

Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, несмотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест - у обоих разбойников! противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий.

Арабское «Евангелие детства Спасителя» (VI века) сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет. После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит - одесную, и ошую - Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.

В Евангелии от Никодима содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай».


Крест Благоразумного разбойника


Крест разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Сократ Схоластик сообщает сведения о судьбе двух крестов, принадлежавших разбойникам. По его данным, они были найдены равноапостольной Еленой во время её поисков Креста Господня. Раскопки на Голгофе позволили обнаружить практически три идентичных креста. Чтобы выяснить, какой именно принадлежал Иисусу, потребовалось чудо.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Елене на острове Кипр. В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Стоит же тот крест на воздух ничем не прикреплен к земле, но так, Духом Святым носим в воздухе. И тут я, недостойный, поклонился святыне той чудной, и видел глазами своими грешными Благодать Божию на месте том, и исходил тот остров как следует.

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни, рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом. В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками, но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Иконография. Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.


В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника кроме традиционных композиций Распятия Христова также помещается:

в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;


на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник. Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционном помещают крест. В середине XIX веке было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещение древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона.

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел «Истолкование в христианстве»). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси…»), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны. Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением, в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».


Двери в часовню открыты, горят свечи, звучит аудиозапись церковной службы … заходите, думайте, молитесь…


Благоразумный разбойник - один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом,по преданию, по правую руку Спасителя) Искренне раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа Иисуса Христа обетование: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лук. 23:39-43).

Все четыре евангелиста с большими или меньшими подробностями говорят о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом (Мф.27:44, Мк.15:32, Ин.19:18), наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки (Лк 23:39-43).

В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Гестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа назван Дисмасом. В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом.

Существует позднее народное предание, что именно благоразумный разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семейство напали грабители намерениями. Но праведный Иосиф имел только осла, на котором сидела Пресвятая Богородица с Сыном, и пожива была невелика. Один из разбойников уже схватился за осла, но, увидев Младенца Христа, удивился необычайной красоте ребенка и воскликнул: «Если бы Бог взял Себе тело человеческое, то не был бы красивее этого дитя!» И повелел этот разбойник своим сотоварищам пощадить путников. И тогда Пресвятая Дева сказала столь великодушному разбойнику: «Знай, за то, что ты теперь сохранил Сего Младенца, заплатит Он тебе великою наградою». Этим грабителем был Рах.

Другое предание иначе передает встречу благоразумного разбойника со Святым семейством. У Е. Поселянина это описано так: «Схваченные разбойниками, путники были приведены в их притон. Там лежала больная жена одного из разбойников, имевшая грудного младенца. Болезнь матери тяжело отзывалась на ребенке. Тщетно силился он высосать каплю молока из ее истощенной груди. Богоматерь увидела страдания ребенка, терзания несчастной матери. Она подошла к ней, взяла младенца к себе на руки и приложила его к своей груди. И от таинственной капли, проникшей в увядающий телесный состав, мгновенно жизнь вернулась в зачахшего ребенка. Щеки оживились румянцем, глаза заблестели, полутрупик превратился опять в веселого цветущего мальчика. Таково было действие таинственной капли. И в этом мальчике осталось на всю жизнь воспоминание о чудной Жене, у персей которой он, умирающий, исцелился. Жизнь не была к нему добра; он пошел проторенной его родителями дорогой преступления, но жажда духовная, стремление к лучшему никогда не оставляло эту загубленную жизнь. (Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. – М: АНО Православный журнал «Отдых христианина», 2002. С.40.). Разумеется, этим младенцем оказался Рах.

Благоразумный разбойник воспоминается в песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати Евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом третьего антифона ("Блаженны") Литургии и великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

(http://azbyka.ru/dictionary/02/blagorazumnyj_razbojnik-all.shtml)

В Великий Пяток

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
(Лк. 23:42)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Вот и настал этот скорбный, насыщенный переживаниями день. Господь наш Иисус Христос распят на кресте, страдает и терпит муки за грешный род человеческий. И мы мысленно переносимся туда, на Голгофу, стоим среди насмехающейся и издевающейся толпы, преисполненные боли, сострадания и сознания собственного бессилия оттого, что ничего уже нельзя сделать…

Сын Божий, взявший на Себя грехи мира, распят на кресте между двумя разбойниками. Власти намеренно сделали так, чтобы к физической боли прибавить унижение перед иудейским народом, чтобы поставить Христа в один ряд с отъявленными преступниками. Ведь распятием на кресте наказывали лишь за самые тяжкие преступления. И, наверное, те, что распяты сейчас рядом с Господом, достойны были столь сурового наказания. Вот воины ругаются и насмехаются над Спасителем, говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого! (Лк. 23:37). Их поддерживает один из повешенных злодеев, злорадствуя сквозь собственную муку: если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк. 23:39). Но как ведет себя другой разбойник? Вначале и он был настроен против Господа Иисуса Христа. Но этого неправедного человека до глубины души поразила молитва Спасителя за распинающих Его. Когда воины, исполняя приказ, прибивали гвоздями руки и ноги Христа, то Он взывал к Отцу Небесному, моля о прощении не для Себя, а для врагов и мучителей Своих: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34). И тогда разбойник почувствовал, насколько велик и праведен страдающий с ним вместе Иисус Христос, насколько Он милосерден и человеколюбив! Все перевернулось в душе отчаянного грешника, от всего сердца раскаялся он в совершённых злодеяниях. От того лишь, что он душой своей познал всю благость и Божество Господа. Вразумленный молитвой Спасителя, разбойник, который, быть может, сам вначале в душе поносил Его, теперь признал Христа истинным Царем и потому решительно заградил уста другому распятому злодею, говоря: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал (Лк. 23:40-41). Сколько сострадания, сколько сочувствия и жалости в этих простых словах!

Благоразумный разбойник в полной мере признавал свою ответственность перед Богом и людьми за содеянные преступления, но он хорошо понимал, что рядом с ним, ни за что страдает безгрешный Иисус Христос, Человек, Который всем делал только добро. Вера в Господа в сердце разбойника возросла с такой силой, что он сам готов был вторично пострадать ради Христа, чтобы помочь этому необыкновенному распятому Страдальцу. Но, увы, он сам висел на кресте и ничем не мог облегчить муки безгрешного Господа. И тогда от всей души сказал разбойник Спасителю: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23:42). Голос раскаявшегося грешника был единственным пока на Голгофе голосом, который свидетельствовал о невиновности Сына Человеческого. И посмотрите, братья и сестры, в какой обстановке разбойник не побоялся заявить эту истину. Он кричал о невиновности Христа в присутствии фарисеев и книжников, первосвященников и старейшин. Не убоялся никого! Не устрашился, что за дерзость свою может быть подвергнут еще более тяжким мучениям.

Мы не знаем, слышал ли благоразумный разбойник проповедь Господа нашего Иисуса Христа, был ли свидетелем Его деяний. Но слова этого человека говорят о том, что он искренне поверил в Спасителя как в истинного Мессию. И даже то, что распятый рядом ним на кресте Христос, подобно обычным людям, претерпевал в тот момент предсмертные муки, не поколебало веру благоразумного разбойника. Он не усомнился, что рядом с ним - действительно Царь Израилев, Который обязательно восстановит Царство Свое. Именно эта вера и породила нелицемерное принародное покаяние в сердце благоразумного разбойника, когда он перед всеми людьми признал, что заслужил тяжкое наказание. В благоразумном разбойнике нет ропота, он смирился, умиротворился в душе и приготовился принять смерть. Зная, что Господь может сотворить любое чудо, разбойник все же не просит Христа избавить его от позорной казни, но он просит Сына Божиего о молитве и милосердии, просит помянуть его в Царствии Небесном. Только помянуть - и все! Большей отрады в настоящий момент разбойнику и не надо, лишь бы Праведник Христос помолился, вспомнил его, отчаянного грешника, в Своем вечном Царстве. Благоразумный разбойник вследствие принесенного покаяния вразумлен и просвещен Господом Сердцеведцем и потому теперь верит во Христа, верит в то, что крестная смерть для Господа - не конец, а преддверие новой жизни, начало Его воцарения в Царстве Небесном. Теперь он знает, что смерть не имеет власти над Сыном Божиим.

И что же слышит в ответ этот настрадавшийся и раскаявшийся человек? И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю! (Лк. 23:43). Вы только подумайте, братья и сестры, какой неизреченной милости удостоился благоразумный разбойник - первым вместе с Господом войти в Царство Небесное! Первым наследовать жизнь вечную!

Слово «рай » происходит от персидского корня и означает «сад». Тенистые сады в жарких странах являются местом упокоения и наслаждения. Когда персидский царь хотел наградить кого-то из своих подданных, он награждал их так называемым «орденом сада», позволяющим свободные прогулки по царскому саду. Это на Востоке считалось большой милостью. Естественно, так приятно спрятаться от палящего солнца в тени ветвистых деревьев, вдыхать запах свежей зелени, отдыхать возле журчащей воды прозрачного ручейка. Иудеи сравнивали место пребывания душ праведников с раем, с прекрасным садом, с прохладой и отдохновением.

Словами Своими Господь уверил благоразумного разбойника, что Бог, видя искренность раскаяния, прощает ему все согрешения, какими бы они тяжкими ни были, а потому и душа раскаявшегося разбойника, очищенная покаянием от всего злого, будет радоваться и ликовать вместе с душами праведников в раю. Спаситель обещал раскаявшемуся разбойнику дар, еще больший, чем бессмертие. Он обещал ему пребывание вместе с Самим Господом в садах Царствия Небесного. И столь благословенную награду получил благоразумный разбойник за веру свою, которая даже в апостолах, ближайших учениках Христа, не достигла пока должной силы!

О благоразумном разбойнике сохранилось несколько благочестивых народных преданий. По одной из легенд, когда Святое Семейство, убегая от Ирода, держало путь в Египет в одном месте они были окружены разбойниками, и те хотели отнять у них осла и убогое имущество. Одному из разбойников удалось увидеть лик Младенца, и до глубины души пораженный злодей воскликнул: «Если б Бог сошел на землю, Он не мог бы быть прекраснее Этого Младенца». Разбойник этот не позволил товарищам прикоснуться к светлым путникам и настоял на их освобождении. Тогда Богоматерь окинула его благодарным взором и сказала: «Этот Младенец воздаст тебе благим воздаянием». Это был тот самый человек, которого Церковь называет «разбойником благоразумным». В апокрифическом Евангелии от Никодима он назван Дисмасом. В византийской древнерусской традиции его именуют Рах.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Ничто не учит нас в жизни лучше живого примера. Не случайно образ покаявшегося разбойника поставлен Промыслом Божиим у самого Животворящего Креста Господня, в самые торжественные и великие минуты, когда страданиями Божественного Сына род человеческий примирился с Отцом Небесным. Чем больше взираем мы на этот пример истинного и спасительного покаяния, тем больше воодушевляемся верою и надеждой на милосердие Божие. Вне сомнения, слова Господа Иисуса говорят нам о том, что никогда не поздно обратиться к Нему. Господь призывает к Себе всех, лишь бы было в нас стремление, лишь бы и с наших уст слетала покаянная молитва благоразумного разбойника: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Преподобный Ефрем Сирин пишет: « Покаяние - это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами. Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца ». А Святитель Иоанн Златоуст говорит: « О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою ». Аминь.